У законодателя есть год, чтобы решить, как привлекать к ответственности сбежавших с места аварии пьяных водителей. Пока же нетрезвые драйверы, успевшие скрыться до прибытия полиции, остаются в выигрыше.
Как следует из постановления Конституционного суда, провозглашённого 25 апреля, действующий порядок привлечения к ответственности за вождение в пьяном виде фактически ставит в худшее положение тех, кто дисциплинированно дождался сотрудников правоохранительных органов. Если они управляли автомобилем нетрезвыми, то факт опьянения в соответствии с примечанием 2 статьи 264 УК РФ будет установлен либо после медицинского освидетельствования, либо в случае добровольного отказа от него.
Признавать пьяными сбежавших водителей эта норма не позволяет, отметили в КС. При этом побег вполне может быть совершен именно для того, чтобы избежать проверки и, соответственно, более строгого наказания.
В КС подчеркнули, что сама по себе норма Основному закону не противоречит, поскольку медицинское освидетельствование (либо зарегистрированный отказ от него) не позволяют произвольно признавать водителей пьяными. Однако пробел в случае выгодного для нетрезвых побега признан неконституционным.
Конституционный суд обязал нейтрализовать это преимущество и так изменить закон, чтобы наличие санкций тормозило беглецов превентивно. Выбор модели оставлен за законодателем, но время ограничено годом. Если срок будет нарушен, то примечание 2 статьи 264 УК РФ утратит силу.
Начало разбирательству положило дело Сергея Журавлева, которого признали виновным в пьяном ДТП с двумя погибшими. После аварии он скрывался от следствия год, что исключило своевременную проверку на опьянение. В суде Журавлев настаивал, что управлял автомобилем трезвым и скорость не превышал, но против него говорили записи с камер, чеки и показания свидетелей. Суд принял во внимание косвенные доказательства и приговорил Журавлева к восьми годам лишения свободы. Защита нашла понимание в Верховном суде, который вернул дело на новое рассмотрение. Пока производство приостановлено. Не исключено, что дело будет пересмотрено.