Четверых журналистов из изданий «Forbes Казахстан» и Ratel.kz задержали в редакциях 2 апреля. Представители этих СМИ сообщают, что обыски в редакциях связаны с публикациями о бизнесе бывшего министра государственных доходов Казахстана Зейнуллы Какимжанова.
Главный редактор Forbes Аскар Аукенов на сайте издания рассказал, что обыски в редакции длились больше двух часов, но силовики ограничились лишь рабочим местом его заместителя. Полиция Алматы забрала блокноты, компьютер и телефон, сам Александр Воротилов был вынужден отправиться вместе с криминалистами к себе домой, – там также хотят изъять его записи и документы.
«В постановлении написано, что эти действия произведены по заявлению [бывшего министра государственных доходов Казахстана Зейнуллы] Какимжанова по обвинению в распространении заведомо ложной информации. Помимо Саши в постановлении указаны наши коллеги из Ratel.kz: Марат Асипов, Сапа Мекебаев и Геннадий Бендицкий, которого уже нет в живых», – уточняет главный редактор .
В Facebook издания Ratel.kz сообщается, что задержаны главред Асипов и его заместитель Мекебаев, а также обозреватель Анна Калашникова. В редакции уточняют, что сегодня, 2 апреля, издание планировало обжаловать постановление суда о прекращении работы портала. По иску бывшего чиновника, оба СМИ должны удалить все публикации о Какимжанове и выплатить штраф более чем в 50 млн тенге (почти 9 млн рублей).
Сам Какимжанов в ответ на сообщения об обысках на своей странице в Facebook рассказал о существовании в казахских СМИ понятия «информационного рэкета» – по его мнению, это метод, который позволяет «обоснованно или необоснованно организовать публикацию или серию публикаций, чтобы понудить «обвиняемую сторону» к «улаживанию» вопроса, что должно заканчиваться либо официальной платой за якобы размещенную рекламу, либо оплатой теневым налом». Себя чиновник называет законопослушным гражданином, которому «хватает ума» зарабатывать честно.
Иск бывшего министра был подан в 2017 году и был связан с серией публикаций о его коммерческой деятельности. Материалы, по решению суда, содержали ложную информацию, хотя журналисты настаивали, что данные брали из открытых источников.