05:41 23.06.2018
Баста, «Каста», ST и Алсу споют на «Алых парусах»-2018
Русалки, Дюймовочка и золотые скрепы: в Царском селе покажут модные «Ассоциации»
День Пушкина отметят с ностальгией
Татьяна Толстая расскажет о «неприкрытой правде» дневников великих
"Чайф": Аргентина никакая, новой песни не напишешь
Форвард сборной Египта стал почетным Салахом Чечни
National Interest: Главная ошибка политики США - расширение блока НАТО
Отец Майкла Джексона госпитализирован с тяжелой болезнью
Ветер в Петербурге шатает знаки и валит деревья
Киевские власти обиделись на Bloomberg за карты Украины без Крыма
ФОМ: пенсии подкосили рейтинг Путина
Сербы проиграли швейцарцам на мундиале
ЕС пригрозил США ответными мерами за ввод пошлин на импорт европейских авто
Мадридский "Реал" купил украинского вратаря
СК рассматривает три версии авиакатастрофы Ми-2
СМИ: в Ростове отдел по борьбе с наркотиками уволили за наркотайник в кабинете начальника
Один из пострадавших при взрыве газа в Татарстане умер
Суд в Британии не разрешил бесполые паспорта
Посольство России в Британии ответило принцу Чарльзу о деле Скрипалей
В Коломягах коммунальщики устроили фотосессию урне
Умер поэт Наум Коржавин
Болельщики издеваются над Неймаром из-за его симуляций на чемпионате мира
Сенцов отказался просить Путина о помиловании
Петербургский адвокат отправил клиента в психушку, отчаявшись выиграть его дело
«За рашизм»: радикал напал на Гребенщикова на концерте в Киеве
«Фонтанка» за 60 секунд — 18—22 июня
Петербуржцев с «болезнью Хокинга» переселят из реанимации домой
СМИ: «Зенит» начнет чемпионат РФПЛ 2018/19 на выезде матчем с «Енисеем»
Дзюба: Надеюсь, после чемпионата мира будет больше предложений, уехал бы только в Англию
Водителя желтого «Хаммера», любящего давить чужие машины, отдали под суд
С начала мундиаля через фан-зону на Конюшенной прошли 400 тысяч болельщиков
СМИ: Абрамович продает 4% «Первого канала» из-за израильского гражданства
Смольному удалось отстоять в суде Московский рынок
Роскомнадзор ограничил доступ к 8 сайтам, незаконно продающим алкоголь
Молодые единороссы пойдут за водкой в день праздника «Алые паруса»
В Смольном объявили о повышении цен на услуги ЖКХ с 1 июля
Расследование смертельного ДТП с Uber: водитель-трансгендер смотрела шоу «Голос»
Неприятный запах выгнал на улицу сотрудников райсуда в Московском районе
Итоги недели с Андреем Константиновым: ЧМ, ЕГЭ и выпускные
Редкий «Опель» подцепил на капот «Хёнде» – на Пулковском аномальная пробка
В Петербурге ребёнка едва не убила дверь в магазине
Немецкие ученые назвали полезную для сердца дозу кофе
Бразилия забила два гола в добавленное время и победила Коста-Рику в Петербурге
Страны ОПЕК договорились увеличить добычу нефти, в сделке участвует Россия
Микроавтобус перевернулся у шлиссельбургского кладбища, трое пострадали
Матч Бразилия – Коста-Рика повторил рекорд посещаемости на арене «Санкт-Петербург»
Подозреваемый в мошенничестве экс-депутат вернул нападающему сборной России 200 млн рублей
Застройщик Legenda впервые выпустит облигации на 2 млрд рублей
Умер легендарный лётчик Иван Леонов, одной рукой управлявший самолётами
Hyundai вложит в завод автодвигателей в Петербурге 27 млрд рублей
СМИ: Бывший глава администрации Ельцина работал у Путина 18 лет
Конгрессмены просят ввести санкции против Евтушенкова: акции АФК «Система» падают
Обвиняемый в растрате пресс-секретарь Роскомнадзора пожаловался, что его заставляют самого ездить в суд
Петербуржец требует закрасить граффити с Черчесовым
Пенсии и бензин снизили доверие к Путину и Медведеву
Путин, динозавры и Пикачу: фанаты Бразилии и Коста-Рики зажигают перед матчем
В депо «Южное» заводят поезда, оно начнет работу в сентябре
В Александринский театр съедутся лучшие молодые исполнители итальянской оперы
Правительство предлагает ввести акциз на смесь для кальянов
Наказанием за грехи назвал протоиерей РПЦ повышение пенсионного возраста
RBI получила разрешение на строительство жилого комплекса возле Левашовского хлебозавода
Дзагоев и Жирков тренируются по индивидуальной программе
Из горящего дома на Невском вывели 20 жильцов
Петербург первым в России снизил налог на прибыль для создателей центров обработки данных
«Амарок» или миллион? Приставы рассказали, сколько «стоит» свобода автомобиля
Бывший глава администрации Ельцина возвращается в Кремль
Технологии

Мы можем только верить президенту

Ракета на ядерном двигателе, о какой президент Путин говорил в недавнем послании, существовать может – объяснил «Фонтанке» авиаинженер Вадим Лукашевич. Вопрос, может ли она летать. И не следует ли бояться условному Воронежу, а не Флориде.
Мы можем только верить президенту
Пресс-служба президента РФ

В послании российскому парламенту президент Путин, напомним, представил фантастические достижения нашего ВПК. Самое сильное впечатление на мир произвели ракеты с энергетической ядерной установкой. Такое оружие СССР и Соединённые Штаты мечтали разработать с 1950-х годов, но всякий раз бросали попытки. Потому что ракета с радиоактивным шлейфом получалась опасной в первую очередь для тех, кто её запускает.

Как удалось российским конструкторам обойти препятствия – рассуждает авиаэксперт, кандидат технических наук, в прошлом – инженер ОКБ «Сухой» Вадим Лукашевич.

- Вадим Павлович, ракеты с энергетической ядерной установкой, о которых говорил президент, это уже совсем реальность?

– Давайте сначала посмотрим, в чём принцип любого авиационного двигателя. Берётся воздух, он попадает в тракт двигателя, нагревается, образуется рабочее тело, которое выталкивается из сопла и тем самым создаёт реактивную тягу. Так работает любой двигатель. Если для нагревания воздуха используется керосин, то это и есть наши турбореактивные двигатели. Турбореактивные, турбовинтовые и так далее.

- А если это энергетическая ядерная установка?

– Здесь весь вопрос в том, что для нагрева используется энергия распада. Если мы говорим о классическом авиационном атомном двигателе, то там воздух нагревается от реактора. Он может нагреваться, просто проходя через реактивную зону. Тогда это будет очень грязный двигатель. Потому что воздух, проходя через активную зону, ионизируется – и мы получаем радиоактивный выхлоп. Либо – через некий теплообменник, который, охлаждая реактор, забирает тепло, а потом охлаждается, нагревая воздух. Это, повторю, классический авиационный атомный двигатель, в котором используется атомный реактор. То есть во всех атомных двигателях используется именно атомный реактор.

- Вы говорите – классический. Значит, такие двигатели разрабатывались?

– Конечно, такие разработки были – и в Америке, и у нас. У нас это делалось на базе самолёта Ту-95. Но вся проблема в том, что полноценный реактор предполагает ещё и свинцовую защиту от радиации. Это очень тяжёлая штука. Десятки тонн. Вот у нас должен был работать бомбардировщик на базе Ту-95. И мы планировали противолодочный самолёт на базе Ан-22 «Антей». Мы брали такие большие самолёты, потому что требовалась грузоподъёмность. Допустим, грузоподъёмность «Антея» – 80 тонн. По плану такой самолёт должен был летать 3-4 месяца без посадок над акваторией моря, нести патрульную службу против кораблей и подводных лодок противника. То есть классический атомный реактор – это очень большой вес.

- Но ведь ходят атомные ледоколы, например…

– Для такого двигателя один энергоблок – это примерно 800-1200 тонн. Представляете?

- И в ракету такой двигатель нельзя засунуть?

– В том-то и дело! Президент ведь что сказал: это небольшая атомная энергоустановка, которую можно поставить на крылатую ракету. Или на нашу, или на американский «Томагавк». Но самая тяжёлая модификация «Томагавка» – это всего полторы тонны. Сюда входят и двигатель, и топливо, и аппаратура, и сама боеголовка, и система наведения, и так далее. Если мы ставим на ракету весом полторы тонны атомный энергоблок…

- То она не полетит?

– Максимум, что мы можем отвести на двигательную установку – ну, половина. Семьсот, восемьсот килограммов. Ну, девятьсот. Если верить нашему президенту, то у нас есть реактор, которой можно здесь эксплуатировать. Это значит, что он весит несколько сот килограммов. Я – авиационный специалист, и по тому, что знаю я, это просто невозможно.

- Может быть, какие-то очень талантливые люди сумели сделать этот реактор совсем маленьким и лёгким? Из новейших материалов?

– Есть такое понятие – проблема масштаба. Не всё возможно сделать маленьким. Начнём с того, что для поддержания реакции деления урана, допустим, в реакторе масса этого вещества должна быть не меньше некой критической. Иначе просто реакции не будет.

- Ну, это, наверное, не очень много весит?

– Уран – это элемент в самом низу таблицы Менделеева. То есть из самых тяжёлых. Это очень массивная вещь. Дальше идём. Для того чтобы это была не атомная бомба, а именно управляемый атомный реактор, там должны быть некие системы запуска реакции и управления ею. Реактору требуется система охлаждения. Нужен какой-то теплообменник. Президент сказал, что это реактор на быстрых нейтронах, и теплообменник – там жидкий носитель. А жидкий носитель – это в данном случае жидкий металл. То есть это тоже тяжело. И так всё набегает. Для того чтобы всё это было надёжно, получаются десятки тонн.

- А если какой-то частью надёжности пожертвовать ради меньшего веса? Это же, в конце концов, для того и летит, чтобы взорваться?

– Чем пожертвовать? Радиационной защитой?

- Например – да. Обойтись без свинца.

– Вот ракета. Допустим, её запустили из Воронежа, она должна где-то на Аляске упасть. Но если нет радиационной защиты, то такая ракета опасна уже в момент запуска. И пока она долетит, она ведь будет какое-то время лететь над нашей территорией.

- И всё это время будет над нашей территорией «пылить» радиацией?

– «Пылить» радиацией – это первое. Даже если ракета летит нормально и не падает, за ней всё равно будет «шлейф». То есть всё вокруг будет загрязнено. Второе: деление урана – это гамма-излучение. А значит, если нет радиационной защиты, мы уже не можем говорить, что ракета летит незаметно. Сейчас все преимущества крылатых ракет в том, что они небольшие, летят низко и незаметны. А теперь представьте, что такая штука у нас летит с атомным двигателем. Мало того, что за ней радиационный шлейф, который можно всегда обнаружить, – так ещё и гамма-излучения. То есть она сама себя выдаёт. В конце концов, она может и упасть где-то по пути, не все ракеты долетают до цели. Так что радиационная защита необходима. Кроме того, президент сказал, что во время испытательного пуска ракеты реактор вышел на мощность. Тогда у меня ещё вопрос: а как ракета взлетает?

- Я так поняла, её выталкивает из шахты – и она летит.

– Хорошо, вытолкнули из шахты, она выскочила метров на сорок. Дальше включается авиационный двигатель. Здесь же должен включиться реактор. Но реакторы – это не ключ зажигания в машине повернуть. Реактор должен выйти на режим. Допустим, мы использовали реакторы в качестве энергоисточников для спутников. У нас была система целеуказания космического базирования, и на борту были атомные реакторы. Так вот там реактор запускался на земле. Были специалисты для этого, на Байконуре была особая воинская часть, сформированная из офицеров-подводников – специалистов по атомным подводным лодкам, и они проверяли реактор. Он запускался, выходил на режим – и ракета взлетала. Здесь ситуация должна быть примерно такая же. Потому что включать реактор в полёте, бесконтрольно – это надо быть абсолютно уверенными в его надёжности, работоспособности и так далее.

- Может быть, президент так выразился, а вообще-то его и включают на земле?

– Если его включают на земле… А персонал?

- Так и тут наверняка есть прекрасные специалисты.

– Мы же с вами для снижения веса решили отказаться от радиационной защиты.

- То есть все, кто находится на этой территории, получат дозу радиации?

– Конечно.

- Но американцы говорят, что действительно были какие-то испытания подобной ракеты. У них есть утечки. Они даже знают, что это происходило в Арктике.

– Если верить тому, что американцы говорят, это были испытания без собственно атомной энергии. Испытывали ракету без включения реактора, то есть были какие-то имитаторы.

- Это как?

– Это были бросковые испытания. Испытания выхода ракеты из шахты. Объясняю. У ракеты есть два состояния: сначала она стоит где-то в шахте или, допустим, на пусковом устройстве, а потом она летит в воздухе к цели. То есть ракета как-то должна из шахты стартовать и набрать необходимые высоту и скорость. Вылететь за счёт собственного двигателя она не может, он должен обеспечить крейсерский полёт в атмосфере. А из шахты она должна вылететь именно как ракета. Поэтому есть так называемый стартовый ускоритель, который выталкивает ракету из шахты и сообщает ей какую-то начальную скорость.

- Потом уже включается тот самый атомный двигатель.

– Да. Посмотрите внимательно презентацию, которую нам показал президент. Ту, где «Сармат» выходит из шахты. Сначала выходит цилиндр – весь раскрашенный в шашечку, как такси. И видно: когда ракета выходит из шахты вся, снизу, в облаке пламени, отваливается большой цилиндр. И это видно, если внимательно посмотреть, на всех наших стартах. Это шахтный запуск: ракету выталкивает специальный пороховой ускоритель. В момент запуска он генерирует большое количество сжатых газов – и ракета вылетает из шахты. Потом уже включается двигатель, а эта штука отваливается.

- А как это происходит у крылатых ракет?

– То же самое. Ускоритель сразу сообщает ракете какую-то скорость, а дальше уже включается двигатель. Потому что для того чтобы включился авиационный двигатель, должна раскрутиться турбина. Она раскручивается от встречного воздуха. А когда ракета стоит в шахте, двигатель просто не запустится.

- Если испытания в Арктике были бросковые, то есть проходили без запуска двигателя, значит, из шахты там выталкивали не саму новейшую ракету, а болванку?

– Это мог быть массогабаритный макет. То есть такой, который совпадает с ракетой по массе и габаритам. Ускоритель должен вытолкнуть его из шахты, в этом и состоит этап испытаний. Американцы говорят, что не фиксировали включения самой ракеты.

- Есть ли другие типы двигателя, кроме атомного реактора?

– Есть радиоизотопные источники, которые вырабатывают электричество, а оно потом уже подаётся на электромоторы. В атомных ледоколах, о которых вы спрашивали, используется как раз такой принцип. Но ледокол – это тысячи тонн, там это можно сделать. А с ракетой мы опять упрёмся в массу. Получается, что на ней стоит ещё двигатель, которому, чтобы обеспечить полёт, нужно очень много электричества. Радиоизотопные источники не могут дать такой силы тока, чтобы ракета весом полторы тонны могла лететь и лететь на электромоторе. Так что, скорее всего, речь идёт именно о реакторе.

- Может, мы всё-таки создали такой реактор, который мало весит, даёт много энергии, при этом совершенно безопасен?

– Видимо, это какие-то уникальные установки, имеющие массу в сотни раз меньше, чем прежние. При меньшей массе они дают большую мощность. Если это есть, то это ноу-хау, самый-самый гриф «секретно». Мы же с вами многого не знаем. Президент ведь врать не будет.  К тому же есть определённые свидетельства. Существуют такие специальные самолёты, которые снимают всю телеметрию с летящей ракеты. Несколько таких самолётов давно стояли на консервации. И есть свидетельства того, что они были расконсервированы, переоборудованы, а два из них выкрашены в цвета «Росатома». Из этого можно сделать вывод, что самолёты должны использоваться для работы с какими-то ядерными объектами. Поэтому о том, что испытания проходили, можно говорить. Это было на севере, где-то на Кольском полуострове. Мы можем только верить президенту.

Беседовала Ирина Тумакова, «Фонтанка.ру»


Подписывайтесь на каналы "Фонтанка.ру" в Telegram или Viber, добавляйте нас в Яндекс.Дзен или приходите в группу ВКонтакте, если хотите быть в курсе главных событий в Петербурге - и не только.

добавить комментарий
Помните, что все дискуссии на сайте модерируются в соответствии с правилами блога и пользовательским соглашением. Если вы видите комментарий, нарушающий правила сайта, сообщайте о нем модераторам.
СМИ2
MarketGid News
24СМИ. Агрегатор
Lentainform
АО «Концерн ВКО «Алмаз – Антей»
Лианозовский электромеханический завод войдет в структуру НПО «Алмаз»
Лианозовский электромеханический завод будет присоединен к научно-производственному объединению «Алмаз» им. академика А.А. Расплетина. Оба предприятия находятся в Москве и входят в концерн ВКО «Алмаз-Антей».
Магазин "Кей"
Топ экшн-камер от экспертов КЕЙ
Активный и экстремальный вид отдыха переживает рассвет в наши дни. Запечатлеть лучшие моменты отдыха поможет экшн-камера, специально созданная для этого
Магазин "Кей"
Собираемся в путешествие с экспертами компании КЕЙ
Путешествия бывают разными – кто-то любит ходить в походы, кто-то предпочитает экстрим-туры, кто-то отдых в отеле, а для кого-то путешествие и вовсе спряжено с работой. Эксперты компании КЕЙ собрали для Вас список необходимой техники, которую стоит брать с собой в путешествие
фото предоставлено пресс-службой ПАО «МРСК Северо-Запада»
Энергетики «Россетей» оперативно восстановили работу Крымского энергомоста
Чуть более часа потребовалось специалистам группы «Россети» под руководством генерального директора Павла Ливинского, чтобы полностью восстановить подачу электроэнергии в Крым по энергомосту.
Магазин "Кей"
Новинки от Apple, представленные на WWDC 2018: обзор от специалистов КЕЙ
4 июня прошло самое ожидаемое для фанатов продукции Apple событие – презентация WWDC 2018. На ней «купертиновцы» представили свои последние разработки. Сегодня вместе со специалистами КЕЙ мы вкратце рассмотрим, чем же Apple порадовала фанатов «яблочной» продукции
Setl City
IT-специалисты Setl Group прочитают лекции архитекторам и дизайнерам
Санкт-Петербургский межрегиональный ресурсный центр, подведомственный администрации губернатора, подготовил программу повышения квалификации «Технологии информационного моделирования в проектировании и строительстве».
Setl City
Setl Group тестирует систему интерактивной визуализации квартир
Холдинг Setl Group проводит тестирование системы интерактивной визуализации квартир и коммерческих помещений для своих жилых комплексов. Она является частью технологии информационного моделирования, которая уже используется в Setl Group
Магазин "Кей"
Топ квадрокоптеров из ассортимента «Кей»
Квадрокоптер может выступить как в роли игрушки, так и профессионального инструмента. Давайте взглянем на квадрокоптеры из разных ценовых категорий вместе с КЕЙ и разберемся, что они умеют и на что способны
Магазин КЕЙ
Что может предложить Smart TV сегодня – рассказывает КЕЙ
Наверное, ни для кого уже не секрет, что современный цифровой телевизор довольно далеко ушел от своего аналогового предка. Телевизор, в описании которого можно встретить слова Smart-TV, оснащен сетевой картой, позволяющей подключать его к домашней сети и выходить в интернет, а также Wi-Fi-передатчиком для беспроводных соединений