Объем рынка такси в России в денежном выражении с 2015 года рос на 14,2% в год и достиг 575 млрд рублей в 2017 году. Об этом в своем исследовании сообщают эксперты Аналитического центра при правительстве РФ на своем сайте.
Количество официально занятых в отрасли на 2017 год составляет 584 тысячи человек, при этом в течение года в этой сфере временно работало еще порядка 117 тысяч, что в сумме дает порядка 700 тысяч работников, связанных со сферой такси. Относительно 2015 года число водителей растет на 25% ежегодно – по данному показателю рынок такси опережает многие традиционные сектора малого и среднего бизнеса.
Доля нелегальных такси сокращалась: в денежном выражении на 20% в год (75 млрд рублей в 2017 году, 116 млрд – в 2015 году), по количеству вовлеченных водителей – на 13% в год (82 тысячи человек в 2017 году, 118 тысяч – в 2015 году), и сейчас составляет не более 15% от общего числа водителей такси.
Основными драйверами снижения уровня нелегальных такси, по мнению экспертов, стали изменение структуры потребления (все большее число людей предпочитают осуществлять заказ такси вместо того, чтобы ловить машину на улице) и специальные тарифы агрегаторов такси, устанавливаемые на поездки в/из аэропортов и вокзалов, что вкупе с усилением контроля деятельности нелегальных такси в этих точках способствует снижению их доходности и переходу водителей в легальный сегмент. В том числе, легализации содействует расширение общей доли рынка агрегаторов, использующих безналичные системы расчета и ориентированных на работу с легальными таксистами, отмечают аналитики.
Ключевыми игроками рынка на сегодняшний день являются крупные агрегаторы заказов и диспетчерские службы такси: Fasten, "Яндекс.Такси", Uber, Maxim, Gett Taxi. Пока суммарно на них приходится менее трети рынка – 32,8%, но с дальнейшим ростом проникновения мобильного Интернета как в малых, так и в средних городах России число онлайн-заказов будет только расти, считают эксперты.
Поездки на такси становятся более доступными для населения и более привлекательными по отношению к другим видам общественного транспорта, что снижает нагрузку на них. Так, средняя стоимость поездки по Москве с 2014-го по 2017 год снизилась почти на 35%, время подачи снизилось с 10 до 4 – 5 минут.
Работа водителем такси является как основной, так и временной занятостью, выступая в качестве «буфера», обеспечивающего доход на время поиска основной работы. Часть населения совмещают основную работу, где заняты по гибкому графику или графику неполной занятости, с работой водителем такси. В целом по стране доля водителей, для которых работа в такси является неосновным видом деятельности, составляет 40%. Аналитики называют сферу такси перспективным источником самозанятости для населения, так как эта работа не требует получения специального образования и обладания особыми навыками (кроме наличия водительских прав) и может обеспечить быстрый легальный заработок.
Однако повышение популярности работы в такси привело к появлению на рынке компаний-посредников, занимающихся распределением разрешений на таксомоторную деятельность в розницу и при этом не являющихся таксопарками. Бизнес-модель подобных компаний опирается на сложность получения разрешений и долгие сроки рассмотрения.
Драйвером самозанятости в сфере такси может служить упрощение процедур и сроков получения разрешений, а также перераспределение доходов от «посредников» к водителям, отмечается в сообщении.
Несмотря на рост количества аварий с участием такси (с 1166 в 2015 году до 1604 в 2017 году), наблюдается сокращение количества ДТП относительно общего количества активных разрешений на таксомоторную деятельность (с 0,31% в 2015 году до 0,28% в 2017 году).