По данным издания, вице-президент АО «ОСК» по гражданскому судостроению Евгений Загородний заявил, что возможное строительство пассажирских лайнеров на Хельсинкской верфи потребовало бы западного финансирования.
«Наша судостроительная корпорация вела переговоры с правительством Финляндии, в том числе на высоком уровне, через Эско Ахо, главу представительства финской промышленности East Office. Наша цель состоит в том, чтобы найти финских промышленных партнёров как совладельцев Хельсинкской судоверфи. Пока проект не удался, но работа продолжается», - цитирует Загороднего Kauppalehti.
Желание найти партнёра-мажоритария связано с тем, что Объединённая судостроительная корпорация попала в санкционный список США (хотя и не фигурирует в "чёрном" списке ЕС), - возникли проблемы с проведением операций через западные банки, что коснулось и дочерних предприятий ОСК, в том числе Хельсинкской судоверфи.
По разным источникам, интерес к доле в Arctech Helsinki Shipyard проявляют китайцы, однако Загородний не стал комментировать возможность продажи акций китайским компаниям. В комментарии Kauppalehti он подчеркнул, что ОСК намерена получить заказы на производство круизных лайнеров в Хельсинки, но большую роль в этом играет "Финнвера" (финское государственное агентство по кредитованию экспорта, которое специализируется на предоставлении своим клиентам кредитов, поручительств, финансирования капвложений, а также экспортных гарантий).
Ранее финское министерство труда и развития уже рекомендовало Хельсинкскому судостроительному заводу искать совладельца из Финляндии или другой европейской страны. Если западный мажоритарный владелец найдётся, то тогда верфь сможет брать деньги в европейских банках на строительство пассажирских судов, хотя и специализируется в основном на ледоколах.
Эско Мустамяки, генеральный директор Arctech Helsinki Shipyard, говорит, что и в Китае, и в Европе сейчас много предложений на строительство круизных судов, поэтому нужно поторопиться, чтобы получить новые заказы в первой половине 2018 года.
В пресс-службе ОСК на вопросы "Фонтанки.fi" ответили кратко: "ОСК рассматривает различные варианты развития своего финского актива, в том числе с привлечением партнеров".
Напомним, ранее в январе 2017 года в ОСК рассказали, что хотят возобновить на своей верфи Arctech Helsinki Shipyard строительство круизных лайнеров, которое велось там до 2009 года. Компания вела переговоры с заказчиками из Японии, Монако и Скандинавских стран. В настоящее время Хельсинкская верфь строит два судна.
Объединённая судостроительная корпорация - это российский государственный судостроительный холдинг, созданный в 2007 году. Полный контроль над хельсинкским судозаводом Arctech Helsinki Shipyard ОСК получила в 2014 году, выкупив 50% акций у южнокорейской судостроительной корпорации STX (остальными 50% акций финской верфи ОСК владела с 2010 года). Затем компания попала под санкции США. В октябре 2015 года финские и европейские банки отказались проводить некоторые платежи судоверфи подрядчикам и поставщикам, а также закрыли кредитные линии. Чтобы достроить для российской судоходной компании "Совкомфлот" четыре судна снабжения на финской верфи Arctech Helsinki Shipyard, ОСК заняла 435 млн евро у ВТБ. Также в 2016-м был сдан в эксплуатацию первый в мире ледокол на СПГ. После него ОСК надеялась получить новые заказы на строительство ледоколов.