В эти декабрьские дни 1850 года Петербург кипел от восторга. В присутствии Государя Николая Первого торжественно был открыт Благовещенский мост — первый постоянный мост в Северной столице.
История строительства этого моста совершенно удивительна. Начать стоит с того, что император Николай Павлович был большой консерватор в социальных и политических вопросах, но сторонник прогресса – в вопросах научно-технических. И в 1842 году он решил запустить два небывалых проекта — строительство двупутной железной дороги из Петербурга в Москву и установка постоянного железного моста через Неву.
Из США в Россию строить дорогу летом 1842 приехал Джордж Вашингтон Уистлер. Проектом моста занимался уроженец Франции, успевший побывать в сибирской ссылке, Морис Дестрем. Он передал разработку технических деталей этого проекта Станиславу Кербедзу. Архитектурной частью занялся Александр Брюллов, старший брат живописца Карла Брюллова. Вскоре с разработке проекта подключился и Уистлер.
Мост строился в крайне тяжелых условиях. Гидрологически на этом месте проходит граница между собственно рекой и Невской губой — движение воды колеблется очень сильно. Грунты на дне слабые, поэтому пришлось забивать много свай, для чего стали использоваться специальные паровые машины и подводные кессоны. Николай Первый пообещал майору Кербедзу новый чин за каждый построенный пролет моста и сдержал слово — мост сделал Кербедза генералом.
Примечательно, что разводная часть моста была расположена асимметрично, ближе к Васильевскому острову. Вследствие этого уже к началу ХХ века крупные суда не могли проходить этим фарватером — он был слишком мелким. Кстати — именно поэтому в октябре 1917 года крейсер Аврора встала именно у этого моста — дальше она пройти никак не могла физически.
После смерти Николая Первого его переименовали в Николаевский, а после революции, в 1918 году назвали в честь лейтенанта Петра Шмидта — участника революции 1905 года. Но поменять имя было легче, чем поменять фарватер и разводную часть. Тем не менее, в 1936-38 годах это было сделано — разводной частью стала центральная, где самые большие глубины. И именно поэтому «Аврора» смогла встать на Петроградской стороне.
Шли годы, и мост опять нужно было чинить. В 2006 и 2007 годах прошла очередная капитальная реконструкция, ему вернули его исторический декор и историческое имя. Мост опять служит городу, и скорее сего следующий раз его придется чинить только через полвека, а то и более.