16:29 25.02.2018
Митинг памяти Немцова в Петербурге собрал несколько сотен человек
Финны вспоминают, как русские туристы носили деньги мешками и брали в аренду кошек
Художник «Довлатова»: «Я полгода собирала предметы по барахолкам»
После драки на Васильевском вместе с побитой машиной нашли пострадавшего таксиста
На трассе из Выборга в Светогорск в лобовом ДТП погиб водитель «Жигулей»
Болельщики сборной России ответили New York Post за «команду без страны»
В Совбезе опровергли участие правительственного самолёта в перехвате наркотиков из Аргентины
На церемонии закрытия Игр в Пхенчхане россияне прошли под олимпийским флагом
«Обводный канал» проверили за двадцать минут
С Бугров сняли энергетическую блокаду
Россия в Пхенчхане - 17 медалей, 13-е место. В Сочи были первые с 29 медалями
Активистов «Весны» в Петербурге задержали по пути на митинг памяти Немцова
Станция метро «Обводный канал» закрыта
На Васильевском искали следы массовой драки на крышах машин
Разведка США обвиняет Россию в кибератаке на Пхенчхан
В Праге задержали экс-сопредседателя сирийского «Демократического союза»
МЧС: Энергетическая блокада в Буграх затронула 1800 человек
Российские военные разрабатывают сверхзвуковой беспилотник и беспилотный вертолет
Два человека погибли при субботних пожарах в Петербурге
Владимир Путин поздравил Олега Знарка с олимпийским золотом‍
Очевидцы: На Ветеранов сбили пешехода, переходившего на «зеленый»
В Сосново ищут убийцу женщины
Житель Петербурга перед смертью эпистолярно покаялся в убийстве
Норвегия выиграла Олимпиаду
В ресторане на Петроградке петербурженка вонзила мужу в шею разбитый бокал
Умер создатель «восьмёрки» и «Нивы»
В Петербурге в ДТП с легковушками и маршруткой пострадали двое взрослых и ребёнок
Глава Минспорта назвал финальный матч сборных России и Германии «валидольным»
Финские кондукторы вызвали такси для пассажира, догонявшего поезд в пижаме и тапочках
В Петербурге за день ограбили двух таксистов
В Красноярском крае совершил жёсткую посадку вертолёт Ми-8
На Пироговской набережной лег на крышу автомобиль
В Дагестане начались задержания силовиков
Президент Эстонии назвала Россию «сложным соседом»
Российские хоккеисты выиграли золото Олимпиады
МОК не разрешил России пройти под своим флагом на закрытии Олимпиады
Петербуржцев окунут в Одессу начала двадцатого века
Гоша Куценко присоединится к Михаилу Ефремову в спектакле "Чапаев и Пустота"
Петербуржцам расскажут, почему наш город похож на конструктор
В Петербурге сотрудницу штаба Навального наказали за «забастовку избирателей»
Саакашвили рвется на Украину помогать прокуратуре расследовать своё дело
«Не трогай меня!» и «Лицо» стали лучшими на Берлинском кинофестивале
«Довлатов» получил «Медведя» за лучшую работу художника
В Ленобласти замерзают жители Каменки
Террористы ИГ взяли на себя ответственность за взрывы в Йемене
В Сети высмеяли «маскирующегося под ниндзя» Родченкова
МОК лишил аккредитации телерадиовещательную корпорацию Эстонии
Российские дипломаты рассказали о задержанном в Тунисе судне из Новороссийска
Говорухин назвал «Довлатова» «плевком в сторону советской системы»
На полыхающем балконе в Сертолово пострадал человек
В ЦИК назвали ошибкой появление «данных о явке» на сайте избиркома Тульской области
Петербуржцы забили стрелку
СМИ: Наркотики из Аргентины в Россию везли на правительственном самолёте
Сборная Канады по хоккею выиграла бронзовые медали Олимпиады
Триллер Бекмамбетова получил приз зрительских симпатий на Берлинале
Афишей с американским танком поздравили защитников Отечества
На границе Латвии и Эстонии выросли пробки из желающих купить алкоголь и бензин
Губерниев сказал, куда пойти биатлонистам из США и Чехии после слов о бойкоте России
Решение о российском флаге на церемонии закрытия Олимпиады примут в последний день
Очевидец: В Петергофе маршрутка улетела в лес - водителю стало плохо
В Тунисе задержали корабль с оружием, который вышел из Новороссийска
Взрывчатку на «Электросиле» не нашли
В Коммунаре стреляли по третьекласснику
Президент Сербии пообещал не вводить санкции против России
Станция метро «Электросила» закрыта
Угонщики проиграли минувшие сутки полицейским и автолюбителям
Приезжий из Киргизии рассказал про похищение подруги на Будапештской
ГИБДД Ростовской области отметила 23 февраля флешмобом
ВМС Украины передадут танзанийское судно, конфискованное за посещение Крыма
Руководитель российской делегации извинился перед МОК за допинг на Олимпиаде
Строительство

КОТы вышли на рекорд

Спрос на жилье в масштабных проектах комплексного освоения территорий (КОТ) бьет рекорды. На них приходится до 75% сделок в новостройках Петербурга и пригородов.
КОТы вышли на рекорд
Сергей Куликов/Интерпресс

Масштабное освоение городских окраин началось в Петербурге 10 лет назад. Возведение новых микрорайонов в полях было призвано свести на нет уплотнительную, «точечную» застройку, вызывавшую возмущение горожан. В 2007-м приступили к строительству «Юбилейного квартала» и стартовала «Северная долина», в начале 2008-го – открылись продажи в «Балтийской жемчужине». «Фонтанка» расспросила жителей первых масштабных кварталов, каково жить в новых пригородах, и узнала о будущем комплексной застройки.

Личная история

Когда Татьяна в первый раз оказалась на Парнасе, «Северной долины» еще не было и в помине – приехала забирать из ремонта машину. «Была весна, солнечно. Мы вышли из метро и увидели длинный синий забор и синее небо над ним, много неба, – рассказывает Татьяна, одна из пионеров проекта. – У нас и мысли не было, что мы будем здесь жить. Точнее – не было мысли, что можем позволить себе купить квартиру».

Через месяц в жизни Татьяны все перевернулось. Пришлось съезжать из квартиры в Приморском районе и искать новое жилье. Вложение в стройку на Парнасе казалось рискованным – в 2010-м квартиры в «Долине» стоили подозрительно дешево, о проекте еще никто не знал. На устах были только договоренности Валентины Матвиенко и Олега Дерипаски, владельца «Базового элемента», в который входит застройщик «Главстрой-СПб». Губернатор обещала лично контролировать строительство.

Татьяна рискнула, взяла ипотеку. «В следующий раз я приехала уже в июне, – продолжает Татьяна. – У метро, где сейчас стоят дома, были канавы с камышом, квакали лягушки, мужики что-то в этих канавах ловили. Мы следили за стройкой – этажи росли удивительно быстро. На моих глазах грязь превращалась в асфальт, выстилали газоны».

За 6 лет Татьяна прошла через круговую стройку, воевала за долгожданные газоны с автомобилистами, следила, как строятся во дворе детские садики, школа, как запускается общественный транспорт и появляются магазины. «Нам всегда тут нравилось, только хотелось бы больше благоустроенных скверов и хорошей пешеходной дорожки через железнодорожные пути к «Гранд Каньону», – добавляет Татьяна.

Садики и школы: подождать и потерпеть

Покупка жилья в первых масштабных проектах действительно была отчасти рискованной. Десять лет назад застройщики и город только начинали обкатывать технологию массовой застройки. Правила менялись на ходу. В одних проектах садики-школы строили по схеме государственно-частного партнерства, в других – город оплачивал затраты застройщикам. В последние годы Смольный и вовсе обязал застройщиков строить социальную инфраструктуру и проектировать дороги за свой счет. В итоге нагрузка легла на плечи дольщиков. 

«Детская болезнь» почти всех первых КОТов – запоздалое строительство инфраструктуры: садиков, поликлиник, дорог. На их нехватку поначалу жаловались жители «Северной долины». «За последние два года мы сильно нагнали отставание, – говорят в пресс-службе «Главстрой-СПб». – В микрорайоне уже работают 4 детских сада и 2 школы, почти готов пятый детсад, строится еще 3 учреждения. На первых этажах корпусов открылось более 200 объектов – банки, аптеки, медицинские кабинеты, магазины».

В уже завершенных комплексах ситуация с инфраструктурой тоже оказалась небезоблачной. В «Юбилейном квартале», рассчитанном на 25 тысяч человек, работает только один детский садик на 75 малышей. Сады и школы в соседних кварталах так и не построили. Их застройщик «СУ-155» обанкротился, а для городского садика так и не выбрали подрядчика.

В Славянке, достроенной в 2014-м, – похожая история. Как выяснилось, число соцобъектов изначально рассчитали неправильно. «Мест в трех школах Славянки не хватает, – рассказывает жительница района Наталья. – Наши школы переполнены более чем в два раза, есть вторая смена, а в классах по 40 – 45 детей. При том что многие дети посещают школы Пушкина, Павловска и Новой Ижоры. Детские сады также переполнены, в группах по 30 – 35 детей. Поликлиник нет, есть только отделения, а к узким специалистам приходится ездить в Пушкин». Колпинское шоссе ради нового района на 50 тысяч человек так и не реконструировали. Каждое утро в Славянке собираются получасовые очереди на маршрутку.

Впрочем, Наталья относится к невзгодам с терпением. «Мы переехали в Славянку одними из первых, но ничего ужасного в жизни в недостроенном районе не было, – рассказывает Наталья. – Я жена военнослужащего, бывало и похуже. Жизнь здесь меня устраивает».

Почему КОТы все равно популярны

Нехватка инфраструктуры не отпугивает покупателей. Дефицит детских садов и школ ощущается не только в новых районах, а пробки в час пик стоят по всему городу, объясняют жители новостроек.

Более того, квартиры в масштабных проектах популярнее точечной застройки. «Доля комплексов жилой площадью более 100 тыс. кв. м составляет свыше 60% в общем объеме рынка. При этом в объеме спроса на них приходится порядка 70 – 75% (из них половина – в пригородной зоне Ленинградской области)», – делится аналитикой Евгения Литвинова, руководитель отдела проектного консалтинга КЦ «Петербургская Недвижимость».

Главная причина такой популярности – цена. «За счет объемов реализации застройщики могут предложить покупателям цены на 10 – 15% ниже, чем на проекты, строящиеся в обжитых кварталах», – объясняет Арсений Васильев, генеральный директор ГК «УНИСТО Петросталь».

Семьи с ограниченным бюджетом фактически могут выбирать только между хрущевками и домами в масштабных проектах. И новые дома выигрывают конкуренцию. Вдобавок за 10 лет городские КОТы эволюционировали. Конкуренция привела к расслоению проектов. В самом жестком эконом-классе по-прежнему строится только жилье с минимальной инфраструктурой. Тогда как в комплексах в городской черте, комфорт- и бизнес-класса, застройщики начали задумываться о качественной среде: строить закрытые от автомобилей дворы, проектировать велодорожки и скейт-площадки, разнообразить высотность, фасады зданий и планировки квартир.

«Некоторые застройщики сегодня предлагают продукт качественно иного уровня: разрабатывают инновационные архитектурные решения; привлекают к разработке проектов ученых, урбанистов; создают не просто квартал жилой застройки, а комфортную среду обитания для людей, в том числе за счет продуманного благоустройства территории и ландшафтного дизайна», – говорит Михаил Гущин, директор по маркетингу холдинга RBI (входят компании RBI и «Северный город»).

«Приобретая недвижимость, реализуемую в рамках КОТ, покупателя ждет ряд преимуществ: новые объекты социальной инфраструктуры, новые внутренние и внешние инженерные сети, дороги, благоустроенная территория, однородная социальная среда», – перечисляют в «Терминал-Ресурсе».

Есть ли будущее у КОТов

В ближайшие годы проекты комплексного освоения будут по-прежнему составлять основной объем предложения жилья. Просто в силу числа уже начатых проектов. А вот в оценках дальнейшего будущего девелоперы расходятся.

«Спрос по-прежнему генерируется ценой, местоположением, перспективностью места,  транспортной доступностью. Сейчас большая часть жилья строится в рамках проектов КОТ, и спрос на жилье в них высокий», – оптимистична Ирина Орлянкина, руководитель отдела продаж компании «Полис Групп».

Однако не все девелоперы столь же счастливо видят развитие крупных проектов. «С конца 2016 года наметилась тенденция, когда большую долю новых объектов составляют жилые комплексы, реализуемые в границах Петербурга не в рамках квартальной застройки», – указывает Арсений Васильев.

«Комплексное освоение территории – это результат нежелания властей самим заниматься градостроительством. Но сейчас и для застройщиков такие проекты становятся слишком сложными – очень высокие первичные затраты», – добавляет Николай Крутов, член совета директоров «Норманн».

Далекое заКАДье ждет сокращение рынка, согласен генеральный директор операционного бизнеса ГК «Ленстройтрест» Денис Заседателев. «Городские локации сегодня более востребованы, пригород воспринимается как дешевое жилье, – поясняет Денис Заседателев. – Люди, покупающие у нас квартиру несколько лет назад, готовы были инвестировать в свое комфортное будущее и ждать «завтра» – когда наладится инфраструктура, завершится благоустройство квартала и так далее. В настоящий момент ждать «завтра» большинство не готово, люди выбирают «сегодня» – квартиру с худшей инфраструктурой, меньшей площади, но в городе и сейчас».

Елена Вавилова, «Фонтанка.ру»


Подписывайтесь на канал "Фонтанка.ру" в Telegram, Viber или группу ВКонтакте, если хотите быть в курсе главных событий в Петербурге - и не только.

добавить комментарий
Помните, что все дискуссии на сайте модерируются в соответствии с правилами блога и пользовательским соглашением. Если вы видите комментарий, нарушающий правила сайта, сообщайте о нем модераторам.
СМИ2
MarketGid News
24СМИ. Агрегатор
Lentainform