В эти дни 1894 года сановники, чиновничество и военные приносили присягу Николаю Александровичу Романову, который вошел в историю как император Николай Второй. О первых днях Николая во главе Российской империи рассказывает Константин Ранкс.
1 ноября 1894 года в Крыму, в Ливадийском дворце, в два часа дня пополудни, от хронического заболевания почек умирает император Александр III. У его смертного одра рыдает Ники — Николай Александрович, молодой человек 26 лет. Но на слезы нет времени — как известно, «король умер — да здравствует король!»
И меньше чем через два часа, там же, в Ливадийском дворце, в Крестовоздвиженской церкви Николай Александрович совершает святую клятву верности престолу российскому. Его мать, вдовая императрица Мария Федоровна сомневалась в старшем сыне, полагая, что Михаил Александрович лучше подходит для этой роли... но процесс уже пошел, пора идти царствовать.
На следующий день, 2 ноября, в этой же церкви отпевают усопшего Александра III и крестят в православие принцессу Викторию Алису Гессен-Дармштадскую, которая принимает имя Александры Федоровны.
Для него в эти дни всё еще было впереди — и женитьба через три недели на возлюбленной Александре, и начало политической деятельности, выразившееся в разграничении с Британией зон влияния в Центральной Азии по реке Пяндж — эти границы существуют до сих пор, теперь, правда, разделяют уже другие государства.
Впереди у него еще и пышная коронация, и знаменитая давка на Ходынском поле в Москве, и инициатива в области всеобщего и полного разоружения — именно Николай II в 1898 году выступил с нотой о необходимости международной конференции об ограничении вооружений, которая вошла в историю как Гаагская конференция 1899 года. Впереди и Русско-японская война, Первая мировая, революции и расстрел в подвале Ипатьевского дома в Екатеринбурге.
Но 123 года назад все ошибки и достижения еще впереди. Рядом любимая невеста и пугающая перспектива иметь абсолютную власть и абсолютную ответственность.