02:59 21.04.2018
СМИ: Ключевые подозреваемые по делу Скрипаля скрылись в России
В Автово дырявая труба организовала бесплатную мойку автомобилей
Представители Конгресса США три часа беседовали с адвокатом Весельницкой о связях с Трампом
Twitter объяснил запрет на рекламу «Лаборатории Касперского» требованиями властей США
Кадыров: В Сирии погиб корреспондент телерадиокомпании «Грозный»
Касперский обвинил Twitter в цензуре из-за запрета на рекламу
Путин: Россия поможет Кубе с «социально-экономической модернизацией»
Сделанные в Петербурге автомобили вошли в топ-25 самых популярных в России
Силуанов заявил о стабилизации курса рубля
Родоначальником «дизельгейта» называют Audi
Глава Минфина РФ: Для помощи бизнесу под санкциями будет создана специальная структура, компаниям нужны 100 млрд
Землянам показали туманность Лагуна
На Большеохтинский мост вернули реверсивное движение
Пилоты просят министра транспорта урезонить Росавиацию
Тихвин уходит под воду
Шестикласснице из Петербурга сломали нос за откровенность с чужими родителями
Госдеп США: Россия, Китай, Иран и Северная Корея создают в мире «нестабильность»
Смольный отказался вернуть участок под Океанариум в состав парка
В Смольном подтвердили уход Спецтранса № 6 из Каменки
Уполномоченный губернатором «калькулятор» посчитает прожекты Кронштадта
«Дизельгейт»: арестован ведущий инженер Porsche
«Фонтанка» за 60 секунд — 16-20 апреля
Демократическая партия США подала иск против России, штаба Трампа и WikiLeaks
СМИ узнали слово, из-за которого Денисов лишился миллиона
Эмилия Кларк зачитала спойлеры «Игры Престолов». Ее запиликали
Жилищные сертификаты можно будет использовать на этапе строительства
Центробанк хочет сократить 40% сотрудников надзорного блока
Тулеев: Я устал от политики и от этой лжи
Порошенко предложил лишить украинского гражданства жителей Крыма
На КАД собралась 11-километровая пробка из-за ДТП
Жительница Петербурга загорелась от сигареты
Янукович написал открытое письмо украинским властям
В Крыму начался ипотечный бум
«Мемориал» заявил о проблемах с сайтом из-за блокировки Telegram
Собчак обвинила Запад в антипутинской пропаганде
После возвращения прав семья Цоя переиздаст альбомы «Кино»
Комтранс рассказал, как будет перевозить пасажиров во время ремонта «Академической»
Как вежливые люди к директору Сайменского канала заходили
Эхо выборов президента: Горизбирком вскрыл списки избирателей на 78 УИКах, но не стал их анализировать
В Финляндии побит тепловой рекорд
Ретейлер «Магнит» снизил прибыль на 1,8% в первом квартале
Правительство РФ допускает рост цен на нефть до $ 80 уже в апреле
Сбившие летчика Филипова террористы искали кадровый резерв в Петербурге
СМИ: В «Русале» ждут массовых сокращений
Погоня за дешевым жильем в Петербурге закончилась в Калининском суде
Центр Петербурга репетирует пробки выходного дня
Тигода и Тихвинка вышли из берегов, Тосно и Паша готовятся
Суд арестовал напавшего с ножом на школу в Стерлитамаке
Среди самых влиятельных людей в мире по версии Time не нашлось места Путину
Дом ЛГБТ-гордости откроется в Петербурге к ЧМ-2018
Сбербанк выставит на торги десятиэтажный офис на Охте
С момента запуска tax-free в Петербурге услугой пользуется один турист в сутки
Молодые петербуржцы отдали пациентам больниц 300 литров крови
Под филиал Эрмитажа выделили землю на территории бывшего ЗИЛа
Роскомнадзор запустил ещё одну горячую линию по жалобам на блокировку Telegram
Впервые за 10 лет началось расширение ареала обитания сайменской нерпы
Школьный двор на Руднева превратился в озеро
Рядом с Новоселками не будет «Анабасиса» и Спецтранса №6
«Локомотив» оштрафовал Игоря Денисова на 1 млн рублей за оскорбление допинг-офицера
Финляндия проведёт масштабные военные учения с США в 2021 году
Петербуржцев просят приготовиться к снежной субботе
СКА купит за 100 млн рублей 22-летнего нападающего «Лады»
Экс-глава службы безопасности СКР Максименко приговорен к 13 годам
В Петербурге запретили ловить рыбу — она еще маленькая
В Великобритании на фестивалях запретят пластиковые бутылки и соломинки
Житель Подмосковья умер после 2,5 часов ожидания помощи врачей
«Единая Россия» пожаловалась на DDoS-атаки из Европы и Америки
В Финляндии из-за эпидемии сальмонеллёза уничтожат 2000 свиней
Из-за ДТП на ночь закроют один из съездов КАД
Дзюба: "Арсенал" ищет решение, кто заплатит за мою игру
Технологии

Куда ушли миллиарды на прорыв в судостроении

8 лет в России шла программа развития гражданского судостроения. И вот спустя год после её окончания, когда бюджет был уже освоен, в Минпромторге задались вопросами - что она нам дала и как теперь с этим совершить прорыв в отрасли.
Куда ушли миллиарды на прорыв в судостроении
Александр Крупнов/Интерпресс

Ответы поручили искать КГНЦ, а он в свою очередь 23 октября запустил поиск подрядчика для масштабного научного анализа.

Крыловский государственный научный центр (КГНЦ) в Петербурге потратит 9 млн рублей на исследование результатов федеральной целевой программы «Развитие гражданской морской техники» (РГМТ). Она закончилась в прошлом году, на неё потратили более 60 млрд рублей, и теперь надо понять, отстает ли все еще Россия от развитых стран и что c этим делать.

ФЦП была подписана президентом Владимиром Путиным еще в 2007 году и действовала до 2016 года. Как говорится в тексте документа, программа была направлена на создание конкурентоспособной отечественной гражданской морской техники «путем преодоления научно-технического и технологического отставания России от промышленно развитых стран мира». И речь в ней шла о создании прорывных технологий. 

В предисловии к ФЦП отмечалось, что «низкий уровень технологического потенциала отечественного судостроения обусловлен существенным отставанием российских организаций от зарубежных». Удельная трудоемкость судостроительного производства в отрасли в 3 – 5 раз выше, чем за рубежом, и суда строятся в 2 – 2,5 раза дольше. И если срочно не принять меры, то страна с высокой долей вероятности рискует лишиться  транспортной, продовольственной и топливно-энергетической независимости.

8 лет программа финансировалась и финишировала в прошлом году. В марте исполнители отчитались о её 100-процентном выполнении — бюджет  (более 60 млрд рублей) был освоен. Как говорится в пресс-релизе Минпромторга, было «выполнено 680 научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР). Всего в качестве головных исполнителей НИОКР принимало участие более 100 организаций, а с учетом соисполнителей – около 450. По факту к 2016 году программа принесла 1505 новых технологий, более трети из которых соответствуют или превосходят международный уровень; оформлено около 1040 патентов, 734 из которых закреплены за Российской Федерацией». Зачем нам две трети новых технологий, которые не соответствуют международному уровню, в релизе министерства не уточняется, как и кому достались три сотни патентов.

Спустя почти год после окончания программы в Минпромторге решили вдруг вновь проанализировать результаты реализации РГМТ. Шифр закупки научного исследования, которое хочет заказать КГНЦ, звучит коротко и ясно – «Прорыв». Анализ предыдущего многомиллиардного прорыва обойдется федеральному бюджету дополнительно в 9 млн рублей, которые равными долями распределены на 2017, 2018 и 2019 годы. И вновь цель исследования – «повышение конкурентоспособности отечественного судостроения за счет разработки и внедрения перспективных и прорывных технологий».

Исполнителю надо будет подготовить аналитику об уровнях технологического развития отечественного и зарубежного судостроения. Выявить основные научно-технические и технологические проблемы отрасли, а главное, обозначить приоритетные направления развития техники и технологий в России.

«Предлагаемые мероприятия должны обеспечивать поступательное развитие отрасли», – говорится в техническом задании.

В самом Крыловском государственном научном центре заверили «Фонтанку», что их новое исследование позволит государству эффективнее тратить деньги.

«Необходимо обеспечить внедрение и применимость в промышленности полученных в рамках ФЦП РГМТ результатов, перевести созданный научный потенциал в реальные проекты, строящиеся суда, – пояснили в учреждении. – Её выполнение будет способствовать определению направлений, перспектив и задач технологического развития гражданского судостроения, а также внедрению проектно-ориентированного подхода в обеспечение эффективного создания морской техники, а значит, и эффективного расходования бюджетных средств в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений на 2013 – 2030 годы».

Впрочем, основные проблемы в гражданском судостроении известны и без двухгодичного исследования.

– Проблем у нас в гражданском судостроении немало, – считает Андрей Фролов, главный редактор журнала «Экспорт вооружений». – Это и устарелость фондов, и невозможность делать всю номенклатуру гражданских кораблей и судов, которые нужны, а самое главное – недостаточность средств у основных заказчиков. И это несмотря на то, что средний возраст судов речного флота в России каждый год растет и обновление идет очень слабыми темпами. А в морском судостроении, за исключением каких-то специальных судов, мы уже практически ничего не строим. Я уже не говорю об экспорте – он практически для нас закрыт. Наши верфи в сегменте массового судостроения не могут выдержать конкуренции с корейскими, китайскими и даже рядом восточноевропейских верфей. 

-  В отрасли не полностью преодолено предубеждение отечественных заказчиков, они сомневаются в возможностях построить внутри страны необходимые им суда. Во-вторых, всё-таки порядка 80% судов, как отмечал господин Мантуров, составляет военное судостроение, а не гражданское. В-третьих, отрасль не может отрешиться от реальной жизни, она действует здесь и сейчас, а значит, рост стоимости на товары и услуги, валютные колебания, изменение регулирования – всё это отражается на производственном процессе, стоимости готовой продукции и сроках сдачи, – добавил ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов.

Но основная проблема, как резюмировал опрошенный «Фонтанкой» руководитель одной из верфей Петербурга,  – непонимание топ-менеджментом заводов и ответственными за судостроение чиновниками той сферы, которой они занимаются. 

– Есть люди, которые знают тонкости и процесс — людей, материалы и оборудование. А есть те, которые там наверху сидят. Там есть проблема: управляю не знаю чем. Топ-менеджеры, которые приходят и уходят, не понимая, что они должны были сделать. Возьмите ОСК, пролистайте её историю за последние 10 лет и увидите, сколько президентов поменялось. Нынешний Рахманов пришёл из автомобилестроения, бывший Троценко покупал и продавал компьютеры, а сейчас в Роснефти вроде как заведует Латинской Америкой. Реальных профессионалов отрасли на эти позиции не ставят. 

Илья Казаков, «Фонтанка.ру»


Подписывайтесь на каналы "Фонтанка.ру" в Telegram или Viber, добавляйте нас в Яндекс.Дзен или приходите в группу ВКонтакте, если хотите быть в курсе главных событий в Петербурге - и не только.

добавить комментарий
Помните, что все дискуссии на сайте модерируются в соответствии с правилами блога и пользовательским соглашением. Если вы видите комментарий, нарушающий правила сайта, сообщайте о нем модераторам.
СМИ2
MarketGid News
24СМИ. Агрегатор
Lentainform
АО "Концерн ВКО "Алмаз - Антей"
«Алмаз-Антей» готов расширить производство оборудования для нефтегаза
АО «Концерн ВКО «Алмаз-Антей» впервые примет участие в Международной выставке оборудования и технологий для нефтегазового комплекса «НЕФТЕГАЗ-2018». Концерн представит потенциальным партнерам свои возможности для разработок и готовое оборудование.
Магазин "Кей"
Популярные вопросы о квадрокоптерах. Отвечает КЕЙ
Перед покупкой дорогой техники всегда возникает масса вопросов. А что если я разобью квадрокоптер в первый день? Как научиться им управлять? Смогу ли я делать на нем качественные фотографии? Разобраться с основными вопросами при покупке квадрокоптера помогают специалисты КЕЙ
АО "Концерн ВКО "Алмаз - Антей"
«Алмаз-Антей» покажет ракетные комплексы «Бук» и «Штиль» в Индии
Концерн ВКО «Алмаз – Антей» примет участие в 10-й Международной выставке сухопутных и военно-морских вооружений «Дефэкспо Индия – 2018». Холдинг представит ракетные комплексы и системы противовоздушной обороны собственного производства.
Фото предоставлены пресс-службой АО "Концерн ВКО "Алмаз - Антей"
Концерн ВКО «Алмаз – Антей» создал арктический вездеход для МЧС
Брянский автомобильный завод, входящий в концерн воздушно-космической обороны (ВКО) «Алмаз – Антей», разработал образец вездехода для работы в условиях вечной мерзлоты. В ближайшее время в Якутии начнутся ходовые испытания машины.
Setl City
ЖК «Палацио» – победитель Всероссийского конкурса «BIM-технологии 2017»
Проект управления строительством ЖК бизнес-класса «Палацио» на основе технологии информационного моделирования занял первое место на Втором Всероссийском открытом конкурсе с международным участием «BIM-технологии 2017» в номинации «BIM-Стройка»
Магазин "Кей"
От «кирпичей» до «Айфонов»: история эволюции смартфонов со специалистами КЕЙ
Многие уже и не представляют свою жизнь без смартфонов, хотя совсем недавно все пользовались обыкновенными мобильными телефонами и даже подумать не могли о чем-то более современном и технологичном. Эксперты компании КЕЙ познакомят Вас с историей развития смартфонов и этапами их становления