Период так называемого «охлаждения» – отказа от купленного страхового полиса – продлили на две недели. Такие меры, направленные на защиту прав, в том числе, автомобилистов, вступят в силу с 1 января 2018 года.
В настоящее время специальный стандарт, утвержденный Банком России, гарантирует покупателям добровольных страховых продуктов право в течение пяти дней передумать и расторгнуть договор. При этом страховая компания обязана вернуть полную стоимость полиса, а если он уже вступил в силу – пропорциональную сроку действия сумму. Отказ допускался, только если за прошедшие дни не произошёл страховой случай. Льготный порядок распространяется на частных покупателей полисов каско, страхования жизни, от несчастных случаев и болезней, добровольного медицинского страхования (ДМС) и финансовых рисков. Исключения касаются только де-факто обязательных видов страхования – «Зелёных карт», медицинского обеспечения выезжающих за границу россиян и прибывших в нашу страну иностранцев, а также профессиональной ответственности.
Сформированная почти за два года применения «периода охлаждения» практика показала эффективность такого механизма для защиты прав потребителей. В частности, по данным регулятора, количество жалоб на навязывание дополнительных услуг при заключении договора ОСАГО в этом году снизилось почти на треть.
Вместе с тем в Банке России признают, что пяти дней недостаточно, чтобы успеть обратиться в страховую компанию с соответствующим заявлением и отказаться от договора страхования.
Принятые регулятором поправки предусматривают, что с 1 января 2018 года «период охлаждения» составит 14 дней. «Увеличение минимального срока, предоставляющего возможность отказаться от договора добровольного страхования, позволит не только повысить защиту прав и законных интересов страхователей, но и снизить негативные последствия от недобросовестного поведения страховщиков по навязыванию дополнительных услуг по страхованию», – убеждены в Банке России.
Отметим, что ряд страховых компаний неоднократно уклонялся от продажи полисов ОСАГО по установленному тарифу без приобретения дополнительных продуктов, в том числе каско, страхования жизни и так далее. Введение карательных административных штрафов не устранило споры, тогда как благодаря «периоду охлаждения» потребители получили возможность, не конфликтуя, заключить навязанный договор и тут же заявить о его расторжении.
Специальные правила отказа от полиса установлены и в рамках международной системы страхования ответственности владельцев выезжающих за границу автомобилей («Зелёной карты»). Если заявление о расторжении договора подано до вступления его в силу, клиенту выплачивается вся стоимость полиса за вычетом 30 процентов. Пропорциональная фактическому сроку страхования сумма возвращается, только если автомобиль полностью разбит или страховщика лишили лицензии.