В ближайшие восемь лет экспорт отечественных автомобилей планируется удвоить. Такую стратегию развития автомобильной промышленности подписал премьер-министр России Дмитрий Медведев.
В настоящее время в отрасли наблюдается спад: автосборочные производства загружены всего на треть, спрос на внутреннем рынке снизился за четыре года более чем в два раза. Объем экспорта автомобилей и автокомпонентов сократился почти на треть, а закупки со стороны основных партнеров – стран СНГ, упали в 2,7 раза.
Разработчики программы высоко оценивают потенциал отечественного автопрома: 32 производителя способно ежегодно выпускать до 3,7 млн автомобилей. Причем доля национальных предприятий («АвтоВАЗ», «ГАЗ», «КАМАЗ» и других) не превышает четверти, а лидером стали сборочные производства мировых концернов (Renault, Nissan, Ford, Volkswagen, Hyundai, Toyota и другие). В целом автомобили отечественного производства (национальных или иностранных марок) занимают 83 процента российского рынка. Чиновники убеждены, что они «способны конкурировать в нижнем ценовом сегменте на многих международных рынках».
Однако доля экспорта составляет пока только 7 процентов собранных транспортных средств на 1,5 млрд долларов. В минувшем году за рубеж было продано 67 тысячи легковых (в первую очередь марок «ВАЗ», Volkswagen и Renault), 6 тысяч легких коммерческих автомобилей («ГАЗ» и «Соллерс»), 8 тысяч грузовых («ГАЗ» и «КАМАЗ») и 2 тысячи автобусов («ГАЗ»).
По мнению чиновников отечественная автопромышленность исторически была нацелена на внутренний рынок, за рубеж продавалось не более 10-15 процентов. Тогда как заводы находящихся в зонах свободной торговли экспортно ориентированных стран вывозят 20-40 процентов мирового рынка. «Россия не имеет эффективной системы торговых соглашений с крупными рынками, что приводит к удорожанию продукции на 15-30 процентов относительно стран-конкурентов. Также в России пока не сложилась комплексная система поддержки экспортеров. В настоящее время существует необходимость в дальнейшем повышении технического уровня продукции на базе локальных российских платформ, укреплении брендов и выстраивании каналов сбыта на зарубежных рынках», – отмечается в концепции.
Для повышения продаж правительство планирует принять ряд мер, в том числе по организационной поддержки производителей, предоставления налоговых и иных льгот. По расчетам чиновников благодаря такой программе объем экспорта готовых транспортных средств к 2025 году увеличится до 3,3 млрд долларов, а автокомпонентов – до 1,6 млрд. Оптимистический вариант развития ситуации предполагает рост экспорта продукции автопрома до 7,8 млрд (включая комплектующие).
Целевым рынком сбыта останутся страны СНГ, а также Египет, Тунис и Алжир, Иран и Ливия, Индонезия и Филиппины, Колумбия, Чили, Перу и Эквадор, некоторые другие страны Африки, Азии (в том числе в Индию, Китай, Турцию) и Латинской Америки (включая Бразилию). В перспективе российские транспортные средства планируется продавать Восточной Европы (Чехия, Польша, Болгария, Латвия и Литва) и даже в США, Германию, Францию и Испанию.
На реализацию такой программы из федеральной казны предлагается выделить около 90 млрд рублей. Но такие вложения должны быстро окупиться – дополнительные доходы от экспорта транспортных средств позволит увеличить доходы бюджета до 134 млрд рублей за восемь лет.