Сегодня, 5 апреля, юбилей отмечает внедорожник ВАЗ-2121 «Нива» – ныне LADA 4х4. Ровно 40 лет назад, 5 апреля 1977 года, стартовало серийное производство первого полностью оригинального автомобиля Волжского автозавода, сообщает пресс-служба «АвтоВАЗа».
Впервые такие «легковые» атрибуты, как несущий кузов, независимая передняя подвеска и передние дисковые тормоза, были применены на внедорожнике такого класса. Также на автомобиль устанавливался высокооборотный двигатель, в то время как в мире на вездеходы ставили низкооборотные моторы большого объема. В новинку был и постоянный полный привод.
Модель, изначально разработанная для сельской местности, стала популярна среди горожан, причем не только в России. На долгие годы «Нива» стала основой вазовского экспорта, в некоторые годы за рубеж поставляли до 70% «Нив». На экспорт отправлено более 530 тысяч автомобилей. Продавалась «Нива» и в странах с левосторонним движением – Японии, Англии и других, для этого в 80-х годах выпускалась праворульная модификация внедорожника.
«Поэтому нет такого уголка на земле, где не встретишь LADA 4х4. Она успешно трудится на всех континентах. Даже в Антарктиде, на российской станции Беллинсгаузен, стандартная версия «Нивы» в течение нескольких лет успешно эксплуатировалась, – отмечают в пресс-службе «АвтоВАЗа». – Побывала «Нива» и на Северном полюсе. А также на Эвересте, Фудзияме… В 1998 году она поднялась в базовый лагерь под Эверестом на высоте 5200 м, а в 1999 году на Тибетском плато в Гималаях взяла высоту в 5726 м над уровнем моря».
На базе LADA 4x4 выпускалось множество модификаций, самая известная – длиннобазовая 5-дверная LADA 4х4. Самая современная вариация внедорожника – Urban – оснащена кондиционером, электропакетом, пластиковыми бамперами в цвет кузова, имеет более комфортабельный салон, литые колесные диски и металлизированную окраску. Всего на базе LADA 4х4 выпущено около 30 версий: пикапы, броневики, плавучие болотоходы, минивэны, спецмашины для полиции, медиков и спасателей. Среди уникальных проектов – армейская амфибия и цирковой автомобиль, на котором по арене ездили дрессированные медведи.
Внедорожник претерпел две крупные модернизации – в 1993 и 2009 годах. Инженеры полностью модернизировали «начинку» автомобиля, сохраняя при этом классический стиль «Нивы». Обновления продолжаются и сегодня, например в 2016 году автомобиль получил газонаполненные амортизаторы и необслуживаемые подшипники передних ступиц. А в 2017 году появится новая версия LADA 4х4, посвященная юбилею модели.