18+
Проекты
Фото JPG / GIF, до 15 мегабайт.
Я принимаю все условия Пользовательского соглашения
Введите цифры с изображения:
01:45 22.10.2018

Почему по воскресеньям не нужно ходить по гипермаркетам

Автор идеи об ограничении работы гипермаркетов Сергей Лисовский не намерен корректировать свой проект, хотя идею уже раскритиковали вице-премьер Аркадий Дворкович, депутат Ирина Яровая и сами ретейлеры.

Почему по воскресеньям не нужно ходить по гипермаркетам

Роман Пименов/Интерпресс

О том, кто выиграет от запрета сетям торговать по ночам и в выходные, а также почему введение таких правил, по его мнению, рано или поздно станет неизбежным, сенатор рассказал в интервью «Фонтанке».

- Вы разработали законопроект, который ограничит работу сетевых магазинов — до 21:00 по будням, до 16:00 в субботу, а в воскресенье запретит им работать вовсе. Корректно ли СМИ передали вашу идею?

– И правильно, и неправильно. Они вырвали [из контекста] часть мер, которые мы предлагаем, чтобы ограничить монополизацию продовольственного рынка. Шла речь об ограничении торговой наценки, о едином договоре поставки, о полном запрете каких-либо бонусов. В том числе, для развития малого и среднего бизнеса мы предлагали ограничить работу супермаркетов, чтобы на этом рынке появился какой-то бизнес, который сможет работать с средними и малыми производителями.

Я сам журналист, понимаю, что люди взяли самое яркое заявление, поставили его в заголовок. Беда в том, что люди разучились, кроме заголовка, что-то читать. А суть в том, что на сегодняшний день крупный ретейл монополизировал торговлю продовольствием, [ставит] огромные наценки от 50 до 300%. Это влияние все время усиливается.

- Вы собираетесь ограничить работу только продуктовых ретейлеров или сетей вообще?

– Пока мы обсуждаем только продуктовые сети. Но в проекте, который мы дня через 3 – 4 на сайте разместим, хотим говорить о реальных монополистах, которые подошли к 25-процентному барьеру владения рынком. Те сети, которые в ряде регионов или крупных регионах подошли к этому порогу, необходимо дополнительно ограничивать, поскольку они создают опасность для всего рынка.

К сожалению, журналисты и потребители не понимают опасность монополии. Ведь монополия — это самое страшное в том капиталистическом обществе, в котором мы сейчас живем. Мы все говорим о свободном рынке, но потребителю только кажется, что у него есть свобода выбора. На самом деле его мотивация ему навязана.

- Будете ли вы корректировать законопроект после того, как идею раскритиковали не только ретейлеры, но также вице-премьер Аркадий Дворкович и депутат Ирина Яровая?

– Когда мы начинали первую редакцию Закона о торговле, сети нам заявили – «ничего не будет, ничего обсуждать не будем». Но через три года он появился. Понятно, что это процесс не быстрый. Но если его не начинать, то ничего не произойдет. Но в том, что мы придем к тому, чтобы ограничить работу супермаркетов, я уверен. Это просто вопрос времени.

- То есть в процессе обсуждения ограничения будут смягчены?

– Возможно, это будет переходный период. Возможно, какие-то дополнительные условия будут внесены. Пока это проект для обсуждения. Как юрист я могу сказать, что, пока нет документа, обсуждать нечего. Мы разместим проект, разошлем его в регионы.

Кстати, из регионов было уже несколько звонков. Там очень эту идею поддерживают. В Москве голос малых и средних производителей не слышен, а в регионах нас очень активно поддержали, говорят: что нужно сделать, чтобы вам помочь, видим, какая оголтелая против вас компания. Я думаю, сетям нужно задуматься. И правительству. Не все так просто, как им кажется.

- Вы говорите, что цель проекта — поддержать малый бизнес. Но, например, в Петербурге очень большая доля сетевой торговли, и есть опасение, что небольшие магазины не смогут обеспечить потребности населения.

– Сначала выжгли полностью [малый бизнес], а теперь говорят, что недостаточно. Если ему дать возможность работать и небольшой кусок рынка, он вполне может развиваться. Но проблема не только в торговле, проблема в том, что крупные сети не могут работать с малым и средним производителем.

Угнетая малые формы торговли, мы угнетаем и средних и малых производителей, убиваем и продукты питания. Я хотел купить в Москве диетические яйца, но не смог — яйцо в торговую сеть, по их логистике, может попасть только на шестой день, диетическое яйцо живет семь, поэтому сети не работают с диетическими яйцами. Продукты, которые имеют укороченный срок потребления, исчезают, а они наиболее качественные, наиболее полезные.

- Но пострадают производители, которые уже наладили работу с сетями. Есть мнение, что, если они не смогут поставлять продукцию в какой-то из дней, она будет пропадать.

– Это неправда. Сети тоже в воскресенье не закупаются. А в ночные часы у них мизерные продажи. Сети держат такой режим торговли, чтобы убить средний и малый бизнес. Так что реализация для производителей, которые работают с такими сетями, не упадет нисколько.

- Чтобы работать с малым бизнесом, производителям, очевидно, понадобятся посредники. Вы как раз являетесь президентом Национальной ассоциации оптово-распределительных центров...

– У нас действительно начинают работать распределительные центры, где крупные поставщики могут взаимодействовать с малым бизнесом. Во-вторых, когда у меня были свои фабрики «Моссельпром» и торговые сети, меня выкинули из реализации, когда я заявил Закон о торговле. Мы открыли мелкооптовый магазин прямо на заводе и практически смогли наладить реализацию без ретейла. Средний и малый бизнес к нам приезжал — магазинчики, переработчики, кафешки, с утра все скупали, уезжали в Москву, и все это прекрасно работало.

Все аргументы сетей — это лукавство, там нет экономики, только желание удержать долю рынка и ее преувеличить.

- А все-таки, как насчет удобства для покупателей? Если человек привык ездить в гипермаркет по воскресеньям...

– Вся Европа так работает. Удобство покупателя не в том, что он, как ненормальный, находящийся под гнетом этих скидок, рекламы, в постоянном стрессе носится между торговыми центрами, по сути, ничего не выигрывает, только теряет время в пробках. А если он в воскресенье свое время посвятит человеческим радостям — семье, детям, друзьям, просто подумает о жизни, съездит на природу, думаю, покупателю будет только лучше. И потом, никто не исключает возможности покупать в торговых сетях, просто придется перепланировать свой график, вот и все.

Беседовала Галина Бояркова, «Фонтанка.ру»

Справка:

Сергей Лисовский родился в 1960 году в Москве. Окончил Московский энергетический институт по специальности «радиотехника». В 90-х годах сделал карьеру в сфере медиаменеджмента, учредив рекламное агентство «Премьер СВ», которое стало одним из учредителей Ассоциации по борьбе с видеопиратством, а также первый российский музыкальный телеканал «МУЗ-ТВ». В 2001 году Сергей Лисовский возглавил совет директоров ЗАО «Моссельпром» (позже комапния продана группе «Черкизовов»). В настоящее время является вице-президентом «Росптицесоюза» и возглавляет Национальную ассоциацию оптово-распределительных центров (НАОРЦ). С 2004 года представляет Курганскую областную думу в Совете Федерации РФ. Являясь первым заместителем председателя комитета по аграрно-продовольственной политике и природопользованию, выступил инициатором и соавтором ряда законов о регулировании торговли. В 2011 году Сергей Лисовский стал членом генерального совета партии «Единая Россия». Увлекается гольфом и охотой.

Наши партнёры

Lentainform

Загрузка...

24СМИ. Агрегатор