При формировании электронных паспортов транспортных средств (ПТС) в них планируется включать исчерпывающую информацию об автомобиле.
Использование новых технологий учета транспортных средств на всей территории Евразийского экономического Союза (то есть России, Белоруссии, Казахстана, Армении и Киргизии) предусмотрено соглашением, ратифицированным нашей страной в прошлом году. Уже с 1 июля 2017 года ГИБДД должно прекратить оформление «бумажных» паспортов в отношении автомобилей, а еще через год – для тракторов и других самоходных машин.
При этом властям каждой страны делегировано право определить вносимые в электронные ПТС дополнительные сведения. Проанализировав предложения бизнес-сообщества, Министерство промышленности и торговли России выступило с инициативой включать в базу данных сведения о собственниках автомобиля, прохождении им технического осмотра, проведенном техническом обслуживании и ремонтных работах, пробеге, о наложении и снятии ограничений или обременений (аресте, передаче в залог и иных), о страховании (полис ОСАГО и КАСКО), а также о попадании в дорожно-транспортные происшествия. Кроме того, сам автовладелец вправе будет зафиксировать в паспорте своего «четырехколесного друга» дополнительные сведения.
В ведомстве убеждены, что такая информация позволит создать историю состояния транспортного средства от момента его изготовления или ввоза до утилизации. «Этапы жизненного цикла автомобиля будут формироваться в электронном виде, в том числе компетентными государственными органами и уполномоченными организациями, что исключит умышленное (в чьих-либо интересах) искажение информации. А также будет способствовать защите прав потребителя от недобросовестного поставщика или продавца транспортного средства, которые даже при желании не смогут изменить в коммерческих интересах достоверные данные, содержащие полное описание продукции (историю происхождения транспортного средства, срок его эксплуатации, юридическую чистоту, соответствие конструкции требованиям безопасности)», – поясняют в Минпромторге.
Также регламентируется порядок внесения соответствующей информации. Предполагается, что сведения должны будут передаваться национальному оператору (АО «Электронный паспорт») органами власти (МВД России, Федеральной службой судебных приставов и иными) и другими уполномоченными организациями (Российским союзом автостраховщиков, операторами технического осмотра, автосервисными предприятиями и иными) с использованием в том числе единой системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) и других средств.
По утверждению чиновников, введение «виртуальных» паспортов будет экономически выгодно автомобилистам: оформление электронного ПТС обойдется всего в 600 рублей, тогда как государственная пошлина за выдачу «бумажного» составляет сегодня 800 рублей, еще 350 рублей владелец должен платить за внесение любых изменений. «Это будет положительно воспринято бизнес-сообществом и гражданами Российской Федерации», – убеждены в ведомстве.
Напомним, что нередко продавцы автомобилей на вторичном рынке пытаются скрыть «темное» прошлое такого движимого имущества. В течение многих лет добросовестные приобретатели не были защищены от покупки находящегося в залоге транспортного средства и в итоге могли его лишиться без реальной компенсации (сейчас реестр залогов ведется нотариусами, но на платной основе). Также недобросовестные владельцы «скручивают» счетчики пробега, фальсифицируют полисы ОСАГО, сами ПТС и иные документы.