18+
Проекты
Фото JPG / GIF, до 15 мегабайт.
Я принимаю все условия Пользовательского соглашения
09:24 21.04.2019

В тесноте и в обиде

Двенадцать человек на два квадратных метра. Нет, это не новые нормы коммунального жилья и не пример из решебника за 5-й класс. Задачку с такими вводными решили полицейские в Петербурге при доставке задержанных на «актикоррупционной» акции в минувшее воскресенье. «Фонтанка» узнала, что должно быть в этом уравнении за знаком «равно».

В тесноте и в обиде

Сергей Михайличенко/"Фонтанка.ру"

Первыми на странный способ транспортировки людей в отделы полиции с площади Восстания, где активистов задержали в ходе протестной акции под лозунгом «Он вам не Димон», обратили внимание представители фонда «Общественный вердикт».

Если вы внимательно следите за новостями, то помните, что с протестных акций нарушителей вывозят на полицейских автобусах марки «ПАЗ», модели 32053, либо на специально заказанных у компаний-перевозчиков рейсовых «ЛиАЗах». В воскресенье в центре города кроме омоновских «КамАЗов» и пары автобусов была еще и целая стайка «Фиатов Дукато Комбо». В них участников гуляний грузили пачками.

На своей странице в Facebook юрист фонда Эрнест Мезак так описывает «уплотниловку»: «В одном случае в отсек «Фиата» полицейские загрузили 12 человек, правда, всего на 20 минут, а в другом – 7-8 человек, но на целых 2 часа».

Его дополняет член ОНК Петербурга Яна Теплицкая. «Когда мы приехали к 30-му отделу полиции (Васильевский остров. — Прим. авт.), во дворе стояли три «Фиата». Из одного доставленных уже завели в дежурную часть, из второго народ толпился в предбаннике. Сотрудники нам сказали, что третий пуст, но, когда мы постучали, нам ответили», – рассказала Теплицкая «Фонтанке». В машине оказалось 7 – 8 человек, одному из которых стало плохо из-за духоты. Поэтому члены ОНК приложили все усилия, чтобы их оттуда выпустили. Пока разбирались с 30-м отделом, выяснилось, что у 51-го отдела (Московский район) доставленные в количестве более десятка сидят в «Фиате» несколько часов. К моменту приезда членов ОНК спецмашину уже «разгрузили».





 

 

Полностью видео с задержанием смотрите здесь.

Взгляд изнутри «Фонтанке» описала задержанная Екатерина: «Нас запихали в какой-то тёмный, душный багажник столько, сколько влезло. Оказалось 12 человек. Причем пихали со словами "ещё влезет". Было очень неприятно. Кто-то даже заплакал сначала, но мы смогли успокоить, подсветили пространство телефонами, стало полегче».

«Багажник» спец-«Фиата», если верить автосайтам, представляет собой помещение в 2 квадратных метра в антивандальном исполнении, с жесткими сиденьями и скобами для наручников. Отсек для доставляемых отделен от салона металлической перегородкой с окном. Боковые и задние окна имеют металлическую защиту. То есть в нем темно в любое время суток. Исходя из норм – около половины квадратного метра на перевозимого, – помещать в отсек можно только 4 человека.

С 2010 года МВД утвердило норму для минимально допустимого размера одиночных камер спецавтомобилей — до 0,325 квадратного метра (ширина – 50 см, глубина – 65 см). Площадь «стаканов» в автомобилях ФСИН чуть больше — от 0,36 до 0,4. Для сравнения: это помещение в половину советской телефонной будки.

Даже такие нормы в середине 2000-х не оценил ЕСПЧ поcле жалоб нескольких россиян. Суд признал, что российские условия перевозки заключенных, когда в «ГАЗе»-3307 на трех квадратных метрах перевозят десять человек с вещами, являются пыточными. Однако российские суды, включая Верховный, нарушений в инструкции по транспортировке в автозаках не нашел.

Полицейские иномарки, которые в соцсетях обзывают "автозаками", фактически автомобилями для задержанных (именно так расшифровывается аббревиатура) не являются. И да, одной из первых стран в мире, применившей специальные автомобили для перевозки арестантов, стала в 1909 году Российская империя. Сначала они были немецкими, потом производством занялся российский завод Общества «Г.А. Лесснер». Первый автозак, поступивший на службу в главное тюремное управление Санкт-Петербурга, вмещал до восьми заключенных. Его кузов был оббит изнутри металлом, что не давало заключенным ни малейшей возможности скрыть от глаз конвойных какой-либо предмет. На то время это и было едва ли не основным условием для подобной техники.

Сейчас наши условия перевозки задержанных, арестованных, осужденных не сильно отличаются от аналогичных вековой давности. Хотя несколько лет назад после жалоб правозащитников московские правоохранительные органы должны были получить новые отечественные автозаки, оборудованные биотуалетами, стоимостью 2 миллиона рублей каждый и вместимостью до 15 человек. Однако, как показала также акция про «неДимона», в столице возят по отделам теми же самыми «ПАЗами».

В то же самое время в Польше арестантов возят в автозаках, больше похожих на рейсовые автобусы. А в Германии, если нужно перевезти одного заключенного, конвоиры просто вызывают такси.

Засветившиеся на площади Восстания петербургские спец-«Фиаты», по данным «Фонтанки», являются рабочими лошадками патрульно-постовой службы. Для перевозки уличных хулиганов, да задержанных за преступление по «горячим следам», они подходят по нормам. А вот почему их использовали для развозки участников несанкционированной акции – вопрос. Возможно, управление по обеспечению охраны общественного порядка не рассчитало своей энергии в поимке протестующих. В пользу этой версии говорит и наблюдение одного из коллег. Он заметил, что в середине зачистки площади Восстания задерживаемых стали пихать в «КамАЗ», на котором приехали гвардейцы. Тем, чтобы вернуться на базу, пришлось ждать возвращения спецтранспорта. Объяснения от ГУ МВД по СПб и ЛО по этому вопросу «Фонтанка» пока не получила.

Что же касается последствий, то «Общественный вердикт» уже нашел жертв унизительного обращения. И юристы фонда готовятся написать для всех желающих жалобы в ЕСПЧ на нарушение статьи 3 Европейской конвенции по правам человека, запрещающей пытки.

Татьяна Востроилова, «Фонтанка.ру»

Наши партнёры

СМИ2

Lentainform

Загрузка...

24СМИ. Агрегатор