Имеет ли право Русский музей может удерживать картину Карла Брюллова, принадлежащую частному коллекционеру, решит Конституционный суд. Такое дело он рассмотрит 31 января на открытом заседании в Петербурге.
«Поводом к рассмотрению послужила жалоба гражданина Александра Певзнера», – указано в сообщении, размещённом на сайте КС 30 января. Заявитель оспаривает статью 81 Уголовно-процессуального кодекса, где говорится об «орудиях преступления» и «вещественных доказательствах».
История взаимоотношений русско-немецкого коллекционера Певзнера с полотном «Христос во гробе», напомним, началась в 2002 году. Тогда любитель искусства приобрёл за 100 тысяч евро картину, выполненную в редкой технике «транспарент», хотя и не был уверен, что она написана Брюлловым. Певзнер перевёз «Христа» из Германии на экспертизу в Русский музей. Это стало роковым шагом: ФСБ сочла, что коллекционер занимается «незаконным перемещением культурных ценностей». Картину конфисковали и в качестве вещественного доказательства оставили на хранение в ГРМ. Полотно не вернули до сих пор – даже несмотря на то, что уголовное дело против Певзнера прекратили из-за истёкшего срока давности.
Российские власти и суды, в том числе и Верховный, основывают свою позицию на тонкой формулировке в статье 81 УПК РФ. Там говорится, что «орудия, принадлежащие обвиняемому,... передаются в соответствующие учреждения». Если бы вместо слова «обвиняемый» в законе стояло «осуждённый», документ был бы справедлив, считает Певзнер. Но выражение «обвиняемый» позволяет конфисковать картину у невиновного человека, против которого не выносилось судебного приговора. Это нарушает презумпцию невиновности и право на собственность, уверен коллекционер.
Позицию Певзнера в КС озвучит его адвокат Максим Крупский. Юристу будут противостоять представители органов, принявших и подписавших закон – Госдумы, правительства, администрации президента. Возможно также присутствие представителей Верховного суда и силовых органов.
Чью сторону примет КС, станет известно примерно через несколько недель: после заседания судьи примут решение в закрытом режиме и затем провозгласят его публично.