Средняя выплата в ОСАГО в 2016 году показала максимальный рост – на 40% – и составила 69,024 тысячи рублей, а средняя премия выросла на 9%, до 6,032 тысячи рублей, сообщает пресс-служба Российского союза автостраховщиков (РСА). В январе-декабре 2015 года средняя выплата составляла 49,422 тысячи рублей, а средняя премия – 5,531 тысячи рублей.
«Данные свидетельствуют о том, что рост средней выплаты по рынку значительно опережал рост средней премии – почти в 4,5 раза. Увеличение средней выплаты в прошлом году было максимальным за все действие закона об ОСАГО. «Автогражданка», которая была драйвером страхового рынка, теряет свои лидерские позиции по показателям сборов премий», – прокомментировал президент РСА Игорь Юргенс.
В декабре 2016 года, по его данным, средняя премия снизилась на 2% по сравнению с декабрём 2015 года и составила 6,051 тысячи рублей, средняя выплата выросла на треть – до 76,796 тысячи рублей.
Объем сборов страховщиков ОСАГО в прошлом году составил 235,578 млрд рублей (рост на 7%), сумма выплат по страховым случаям – 165,926 млрд рублей (рост на 36%).
«Здесь отмечается еще один максимальный за все годы показатель – уровень выплат, то есть отношение суммы выплат к собранной премии за год. В прошлом году он составил 70%, такого скачка еще не наблюдалось. Самым высоким этот показатель был в 2010 и в 2014 годах – 59%», – отметил Юргенс.
Сильный рост выплат, считает он, это последствия повышения лимитов в ОСАГО в 2014 году, которые в прошлом году проявились максимально. «При этом эффект от повышения тарифов, которое произошло в 2015 году, мы можем считать уже отыгранным», – говорит президент РСА.
По предварительным данным РСА, в прошлом году значительно замедлилось снижение числа заключенных договоров ОСАГО.
«В прошлом году этот показатель снизился на 2%, при этом годом ранее снижение было на уровне 7%. В 2015 году оно было связано, в первую очередь, с изменениями в статистическом учете – на прицепы перестали выдавать отдельные полисы, что и сказалось на данных отчетности», – пояснил Юргенс.
Кроме того, в 2016 году была проведена масштабная работа по борьбе с фальшивыми бланками полисов ОСАГО, введением системы «единый агент РСА» для повышения доступности «автогражданки».
По мнению Юргенса, некорректно говорить о том, что многие автовладельцы отказываются от страховки.
«У нас застраховано почти 40 млн автомобилей, а автопарк, по экспертным оценкам, больше. Хочу отметить, что в соответствии с законом застрахованы должны быть именно те машины, которые эксплуатируются. А для тех, которые просто стоят на учете и не используются, закон не обязует автовладельца покупать страховку», – пояснил президент страхового союза.
По данным «Коммерсанта», число случаев управления машиной без ОСАГО увеличилось почти вдвое. Эксперты объясняют, что люди просто не хотят оплачивать автогражданку по повышенным тарифам.
«Причем в действительности подделок мало, в основном ездят вообще без страховки или с дешевым ОСАГО, оформленным на несколько месяцев, – пояснил изданию глава Ассоциации защиты страхователей Николай Тюрников. – А потом выезжают на дорогу, рассчитывая, что гаишник не заметит, что срок пользования полисом прошел. Все потому, что люди не хотят платить за ОСАГО больше, поскольку качество услуг страховщиков осталось низким».
Экономят водители и при оплате штрафов, активно пользуясь 50-процентным дисконтом, что уже привело к снижению поступлений в региональные бюджеты, отмечает издание.