15 декабря. В этот день в 1913 году состоялась премьера оперы футуристов "Победа над Солнцем". Музыку написал Михаил Матюшин, либретто - Алексей Кручёных, визуальным оформлением занимался Казимир Малевич. О футуристах, как предвестниках Мировой войны, рассказывает Константин Ранкс.
Идея оперы как ни странно очень созвучна и сегодняшним дням — она повествовала о битве нового, прогрессивного, с старым, классическим, костным. Носители нового — удивительные существа будетляне объявили войну Солнцу, и победили его, в результате чего начался новый «золотой век», в котором главную роль играют поэты и учёные.
Каждый из трех авторов заставлял публику внутри себя сломать привлекательность «старого» и почувствовать пришествие «нового». Малевич создал удивительные графические формы — и в декорациях и в фантастических костюмах будетлян (от слова «будет»). Матюшин написал музыку, полную диссонанса, а Кручёных использовал своеобразный язык – «заумь»...Вот образец его «зауми» – стихотворение «Высоты» на так называемом «вселенском языке»
е у ю
и а о
о а
о а е е и е я
о а
е у и е и
и е е
и и ы и е и и ы
(1913)
Именно эта, новая поэзия, новое искусство должно было совершить революцию творчества, революцию духа. Пушкина не просто собирались сбросить с «парохода современности» – общество было готово вообще отказаться от своего прошлого, поскольку вал технических изобретений и научных открытий обещал возможность прекрасной «электрической жизни» в стиле популярнейшего фантаста Альбера Робиды.
Кручёных открыто писал – «Мы выстрелили в прошлое». Предшествующее время было ужасно. Как писал другой великий футурист России, Владимир Маяковский, описывая свое восприятие прошлого и настоящего:
В дырах небоскрёбов, где горела руда
И железо поездов громоздило лаз, –
Крикнул аэроплан и упал туда,
Где у раненого солнца вытекал глаз.
(В.Маяковский, 1913)
Однако вскоре театральная война сменилась реальными ужасами Первой мировой, и о футуристическом мире стали забывать. Жизнь оказалась страшнее фантазий...