Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Власть Даже сенатор Мизулина сошлась с адвокатом Добрыниным в критике президентского закона

Даже сенатор Мизулина сошлась с адвокатом Добрыниным в критике президентского закона

335

Президентский закон об усилении ответственности за необоснованное преследование бизнеса, одобренный сегодня, 14 декабря на пленарном заседании Совета Федерации, заставил непримиримых оппонентов – сенатора Елену Мизулину и статс-секретаря Федеральной палаты адвокатов Константина Добрынина неожиданно объединиться в критике этого документа. Другое дело, что после разноса закона Мизулина столь же уверенно за него проголосовала. «Фонтанка» восстановила удивительную стенограмму заседания.

Заметим, что предлагаемые поправки в статью 299 Уголовного кодекса РФ направлены на усиление уголовной ответственности за привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности или незаконное возбуждение уголовного дела (части 1 и 2 статьи 299 УК РФ).

По мнению экспертов Федеральной палаты адвокатов (ФПА) России, предложенная концепция закона позволит обеспечить условия не только для исключения возможности давления на бизнес с помощью механизмов уголовного преследования, но и для создания благоприятного делового климата в стране. Вместе с тем, адвокаты считают, что применение этой нормы может вызвать некоторые сложности.

Как отметил на заседании комитета СовФеда по конституционному законодательству Константин Добрынин, представляя официальное заключение ФПА, подписанное президентом палаты Юрием Пилипенко, само по себе вынесение постановления о возбуждении уголовного дела не наносит серьезный ущерб предпринимательской деятельности.

«Состав преступления сконструирован как материальный, где последствием является прекращение предпринимательской деятельности либо причинение крупного ущерба. Ущерб и прекращение предпринимательской деятельности наносят следственные действия, – такие, как арест имущества, его изъятие и так далее. Вот эти действия могут быть незаконными», – считает он, отмечая, что более корректное процессуальное понятие было бы «незаконное уголовное преследование».

Кроме того, Константин Добрынин указал, что в случае применения закона могут возникнуть вопросы к определению субъекта преступления: «Субъект преступления здесь – должностное лицо, возбудившее уголовное дело». На практике же могут возникнуть трудности с установлением субъекта преступления, так как уголовное дело может возбудить один следователь, а активные, наступательные следственные и процессуальные действия (которые приведут к прекращению предпринимательской деятельности или причинению ущерба) проводить другой. А, исходя из предусмотренной частью 3 статьи 299 УК РФ формулировки состава преступления, к уголовной ответственности стоит привлекать следователя, возбудившего уголовное дело».

Эта позиция неожиданно получила поддержку от зампредседателя комитета СФ Елены Мизулиной, которая, как известно, является яростным критиком своего предшественника – Константина Добрынина на посту зампреда комитета верхней палаты. Так, накануне, на заседании профильного комитета 13 декабря сенатор Мизулина буквально обрушилась на президентский закон. Данный тезис «Фонтанки» подтверждает стенограмма этого же заседания.

- Это как мертвому припарки, извините меня, – эмоционально пыталась объяснить свою позицию сенатор коллегам. – То есть с произволом в ходе расследования, связанным с произвольным мгновенным возбуждением уголовного дела по факту без лица, с этой практикой с помощью такого закона справиться будет нельзя. Я обращаю на это внимание! Не справиться. Ну, может, где-то что-то улучшит, но маловероятно, – заявила она и именно этот текст остался в протоколе заседания.

При этом Мизулина буквально огорошила коллег, заявив, что сама лично проголосует за данный закон. Согласно той же стенограмме, на которую обратила внимание «Фонтанка», зампред комитета Максим Кавдажрадзе не выдержал: «У меня вопрос. Если Вы против этого закона, то Вы так и скажите. А то Вы говорите "против", а потом в конце – "за". Тут же взрослые люди сидят. И все уже смеются над этим».

А глава комитета Андрей Клишас предложил в таком случае Елене Мизулиной внести другой закон. «Президент внес закон определенный», – пояснил сенатор.

- Андрей Александрович, я Вам еще раз говорю, я буду голосовать "за", и еще раз подтверждаю, потому что идеологически он правильный. И я поддержу президента», – отреагировала на критику в свой адрес Мизулина.

В телефонном интервью "Фонтанке" статс-секретарь ФПА и в недавнем прошлом сенатор Константин Добрынин сказал: «Сама идея закона или, условно говоря, его дух, правильный. Однако с точки зрения непродуманности и небрежности текста этот закон становится попросту опасным, и мы уверены, что в таком виде он, скорее, будет нарушать права граждан, чем восстанавливать их. Я бы порекомендовал коллегам из Госдумы не спешить с прогоном законопроекта через три чтения, а советоваться с экспертами, – в идеале, с адвокатами, поскольку именно мы регулярно восстанавливаем нарушенные права граждан, а не депутаты. И именно мы понимаем, каким должен быть закон".

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях