1 декабря 1930 года. Этот день знаменит крупнейшей катастрофой в истории городского электротранспорта. В 7 часов 58 минут утра на Международном – ныне Московском - проспекте трамвай маршрута № 8 был раздавлен груженым вагоном. 28 человек погибло. Об обстоятельствах катастрофы рассказывает Константин Ранкс.
1 декабря 1930 года в 7 часов 58 минут утра на Международном проспекте трамвай маршрута № 8 на пересечении с железной дорогой попал под один из гружёных вагонов и был раздавлен. 28 человек погибло. Суд постановил, что эта катастрофа произошла по причине расхлябанности персонала, и отсутствия ответственности руководящих и низовых работников Октябрьской железной дороги и городских дорог. Виновные получили до 10 лет лишения свободы.
История этой катастрофы описана и на страницах Фонтанки.ру — достаточно набрать в поиске «трамвайная катастрофа 1930 год». Но надо заметить, что это была не первая, и, к сожалению не последняя катастрофа в СССР где трамвай сталкивался либо с трамваем, либо с поездом на пересечении путей.
Например, в Перьми в 1941 году грузовой трамвай врезался на пересечении путей с пассажирским. Информация о событии крайне скудная, и по понятным причинам, не создавшиая информационной волны. В 1979 году в Москве тепловоз врезался в трамвай Tatra, по счастью просто снеся его с рельсов. В 1985 году в Ташкенте трамвай марки РВЗ-6 прорезал стрелку и ударил в лоб трамвай марки Tatra-3. Несмотря на удар «лоб в лоб» обошлось без жертв, но более 40 человек пришлось госпитализировать. И, наконец, в 1988 году в Ленинграде, на Шепетовской улице произошло опять же лобовое столкновение трамваев, при котором было ранено сто человек и один погиб.
Но самые страшные трамвайные катастрофы связаны не с столкновениями, а с неуправляемым движением. Например, в 1996 году в Днепропетровске на крутом спуске у трамвая отказали тормоза. В результате крушения погибло 34 человека. До сих порт точно не известно, сколько человек погибло в 1953 году в Иркутске, когда трамвай из за отказа тормозов сорвался с рельсов и покатился вниз, раздавив остановку на которой стояли люди. Были и другие случаи.
Ленинградская катастрофа 1930 года - это совмещение целого ряда неблагоприятных факторов. Главная причина столь больших жертв в том, что грузовой вагон не просто ударил в бок вагон трамвая, а стал наваливаться на него, подминая под себя, а затем полностью перевернув навалился сверху. Парадокс в том, что если бы колеса трамвая соскользнули бы с рельсов вбок — то катастрофы не случилось.
Ленинградская катастрофа побудила к принятию целого ряда новых нормативных актов и правил, которыми мы пользуемся и сейчас — например, останавливаясь перед трамваем, который принимает или высаживает пассажиров.
Все выпуски программы Nota Bene доступны в архиве программ.