Если доходы чиновника не сошлись с расходами, он не обязан расставаться со всем неправильно задекларированным имуществом. Достаточно продать и обратить в пользу казны лишь ту часть собственности, которая куплена на сомнительные деньги.
К такому выводу пришёл Конституционный суд России. Сегодня он опубликовал постановление, где призвал суды сжалиться над проштрафившимися госслужащими.
Поводом для дела стал запрос Верховного суда Башкортостана, который рассматривает дело супругов Евгении и Алексея Колесник. Евгения работает в администрации Стерлитамакского района, её муж – бизнесмен. В 2012 году Алексей купил грузовик Daewoo Novus за 2,8 миллиона рублей. Цена машины смутила прокуратуру, которая заметила: официально задекларированный общий доход семьи за три года – всего лишь 2,7 миллиона рублей. Позже Колесник объяснили, откуда деньги, но стоимость авто всё равно пришлось отдать в госбюжет. Власти руководствовались статьёй 235 Гражданского кодекса и статьёй 17 Закона «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности».
Именно эти нормы поставил под сомнение Верховный суд Башкортостана. Законы «не дают возможности учесть доходы, полученные ранее; препятствуют суду принять дополнительно предоставленные доказательства; позволяют при отсутствии сведений, подтверждающих приобретение части имущества на законные доходы, обращать его в доход государства в полном объеме», цитирует коллег КС.
Сегодня стало известно, что конституционалисты с отдельными доводами служителей Фемиды из Башкортостана согласились. Во время судебных заседаний чиновники, действительно, должны иметь право дополнительно предоставлять «доказательства законности происхождения своих доходов». Кроме того, в случае «незначительного расхождения» доходов и расходов судьи могут продать и обратить в пользу бюджета лишь часть спорного имущества.
Закон конституционалисты отменять отказались, заявив, что в него и так вкладывался подобный смысл, но он был не понят на местах. Теперь трактовка Конституционного суда станет обязательной для исполнения. Впрочем, КС добавил, что при желании Госдума и Правительство России могут самостоятельно внести в законы поправки, которые облегчат жизнь забывчивым деклараторам имущества.