В октябре россияне ощутили заметный скачок цен на плодоовощные культуры. Таковы итоги опроса ВЦИОМ о том, как жители страны оценивают инфляционные процессы.
В октябре по отношению к сентябрю индексы роста цен на основные продукты и услуги практически не изменились, исключение – овощи и фрукты, по ним зафиксирован существенный рост показателя. При этом год назад темп инфляции, по оценкам россиян, занимающихся покупками продуктов, был намного выше.
Помимо овощей и фруктов (рост цен на них в последний месяц-два отметили 65%, в т.ч. 25% – существенный) ощутимым стало подорожание мяса и мясопродуктов (об этом сказали 66%). Индекс роста цен по данным продуктам в октябре составил 43 пункта и 45 пунктов (против, соответственно, 59 и 60 п. в октябре 2015 г.), при диапазоне от -100 до 100 п. Большинство покупателей отметили также подорожание молочной продукции (63%, индекс 39 п.), хлебобулочных изделий (52%, индекс 30 п.).
Чуть менее половины респондентов, приобретающих продукты, заметили рост ценников на сахар (48%), крупы и макароны (47%) – показатели восприятия инфляции по ним равны 28 п. При этом 32% и 41%, соответственно, считают, что ценники остались на прежнем уровне.
Подорожание коммунальных платежей ощутили 67% – рассчитываемый показатель по ним 49 п., что, однако, заметно ниже, чем год назад (81%, 64 п.). Повышение цен на бензин заметил каждый второй (50%, индекс – 35 п.). Расходы на проезд в общественном транспорте по-прежнему остаются наиболее постоянной, среди прочих, статьей расходов: о повышении цен на них сказали только 29%, тогда как 51% не отмечают изменений в сумме оплаты (индекс – 20 п.).
Отметим, что индекс роста цен демонстрирует восприятие россиянами инфляции. Показатель рассчитывается как сумма ответов на вопрос: «Как бы вы оценили рост цен на следующие товары и услуги в течение последнего месяца-двух?»