18+
Проекты
Фото JPG / GIF, до 15 мегабайт.
Я принимаю все условия Пользовательского соглашения
Введите цифры с изображения:
19:53 20.09.2018

Куда улетели пассажиры Пулково

Петербургский аэропорт теряет путешественников, прогнозы инвесторов не сбываются. «Фонтанка» показывает статистику, которую авиаторы не спешили раскрывать.

Куда улетели пассажиры Пулково

Светлана Холявчук/Интерпресс

Воздушные ворота Северной столицы пока не дождались тех миллионов пассажиров, ради которых в Пулково началась грандиозная реконструкция. Перевозчиков заманивают бонусами, но пока в новеньких терминалах по-прежнему не тесно. Впрочем, аналитики видят оживление в петербургском аэропорту.

2016 год: Пулково без рекордов

Новый  пассажирский терминал в Пулково, на открытие которого приглашали президента Владимира Путина, был запущен ровно три года назад – в конце ноября 2013 года. Инвесторы заявляли, что международный хаб ежегодно сможет обслуживать до 17 млн пассажиров.

Всего год спустя управляющая компания аэропорта фиксирует триумф: пассажирооборот вырос почти на 1,5 млн человек, или 11 процентов. В 2014 году Санкт-Петербург пропустил 14,2 млн пассажиров (показатель 2013 года – 12,8 млн).

2015 год – сложный для авиаторов. По данным Росавиации, перевозчики сообща потеряли 1,2 процента пассажиров по всем типам рейсов и перевезли 92 млн человек (в 2014 году – 93,1 млн пассажиров). Общая статистика подкосила и Пулково: пассажиропоток сократился на 800 тыс. пассажиров – до 13,4 млн человек (на 5,3 процента меньше 2014 года). Резкий откат назад в Пулково объяснили сокращением спроса на международные перевозки.

В 2016 году представители управляющей компании аэропорта «Воздушные ворота Северной столицы» (ВВСС) прекратили рассылку релизов с показателями работы Пулково. Раньше данные о работе хаба сообщались регулярно и даже с разбивкой по месяцам. На сайте аэропорта текущая информация также отсутствует. На письменный запрос «Фонтанки» в пресс-службе сообщили, что статистика по итогам 9 месяцев текущего года не предоставляется.  

За цифрами пришлось обращаться к другому источнику. Данные озвучил один из учредителей ВВСС – международный  оператор аэропортов Fraport AG (Германия). На сайте немецкой компании сообщается, что за 9 месяцев текущего года Пулково пропустило 10,2 млн человек. Падение по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составляет более 6 процентов. Причина падения та же – пассажиропоток уронили международные рейсы.

В октябре статистика резко меняется. По данным Fraport AG, пассажирооборот вырос на 8,6 процента, аэропорт обслужил 1,2 млн человек. Суммируем: за 10 месяцев пассажирооборот Пулково составил 11,4 млн. Если до конца года чуда не произойдет, то Пулково вряд ли повторит и, тем более, побьет свой  собственный рекорд, зафиксированный в 2014 году.

Хитрая статистика

Аналитики объяснили «Фонтанке» октябрьский всплеск. Они прогнозируют, что под конец года авиаторы «поиграют» с приятными для слуха цифрами. «Статистика в октябре-декабре 2016 года будет постепенно улучшаться, особенно если брать месяц к месяцу. Это связано с тем, что сравнение будет производиться уже с низкой базой 2015 года. Скажутся такие прошлогодние факторы, как остановка полетов «Трансаэро», прекращение авиасообщения с Египтом, Украиной», – говорит глава аналитической службы агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев.  

В пресс-службе Пулково положительную динамику осени «Фонтанке» объяснили по-другому. «Один из факторов – возобновление объема перевозок на международных направлениях (связано со стабилизацией курса рубля). На динамику также повлияли продление сезона посещения иностранными туристами Санкт-Петербурга, возобновление в сентябре чартерных перелетов в Турцию и активная работа аэропорта по расширению маршрутной сети, привлечению новых направлений и стимулированию расширения присутствия перевозчиков на рынке Санкт-Петербурга», – сообщила пресс-секретарь ООО «Воздушные ворота Северной столицы» Маргарита Потехина. Она добавила, что с начала года выполнять рейсы из Пулково начали 10 новых перевозчиков, открыто 14 новых направлений.

Жизнь налаживается

Впрочем, эксперты в целом с оптимизмом оценивают перспективы авиарынка в ближайшие несколько месяцев. Что скажется и на показателях работы Пулково.

«Мы видим, что российские авиакомпании за минувший год увеличили парк самолетов, что позволило им практически полностью заместить «Трансаэро» на внутренних линиях. В зимнем расписании наши АК заметно увеличили предложения на внутренних линиях. Сразу несколько перевозчиков нарастили частоту полетов и на линии Москва – Санкт-Петербург, появились новые внутрироссийские маршруты. Уверен, что какое-то время они будут сохраняться в маршрутной сетке Пулково. Хотя, очевидно, некоторая их часть будет закрыта к летнему сезону в пользу курортных направлений», – оценивает аналитик «АвиаПорта» Олег Пантелеев. 

Он отмечает позитивные сдвиги и в туристическом сегменте. Увеличилось предложение по курортным направлениям, связывающим российские города с Израилем, ОАЭ и другими зимними курортами, перечисляет «бонусы» текущего зимнего сезона эксперт.

Кто на новенького  

Сохранится ли в Пулково положительная динамика, наметившаяся к концу текущего года, во время летней навигации 2017 года, пока вопрос. На запрос «Фонтанки», утверждены ли слоты авиакомпаниям на 2017 год, в пресс-службе ВВСС ответили, что расписание находится в процессе формирования.

По данным за 2015 год, с петербургским аэропортом работали 68 авиакомпаний. Базовым перевозчиком Пулково остается группа Аэрофлот, доля которой в Пулково составляет около 55 процентов, в том числе на АК «Россия» приходится 35 процентов. 

Если оценивать всплеск активности других авиакомпаний, повлиявших на загрузку Пулково, то уместно отметить авиакомпанию «Уральские авиалинии» («УА»). Как сообщили «Фонтанке» представители «УА», на текущий момент уральская компания перевезла 332,5 тыс. пассажиров из аэропорта Пулково. «На данный момент весенне-летняя навигация на 2017 год находится еще в стадии формирования, включая новые рейсы», – заявили в «УА».

Прянички для перевозчиков  

Представители ВВСС готовы бороться за перевозчиков. Как уже сообщалось, в Пулково действуют сразу две программы мотивации для авиакомпаний. Первая была создана еще в 2011 году. Участникам программы предоставляются скидки на тарифы и сборы аэропорта за открытие новых маршрутов, увеличение частот рейсов. «В настоящий момент бонусами этой программы пользуются более 10 авиакомпаний», – сообщили «Фонтанке» представители ВВСС.

Вторая мотивирующая программа была запущена нынешней осенью. «Это программа поддержки новых направлений полетов, разработанная совместно  ВВСС и администрацией Санкт-Петербурга. Она предполагает предоставление бонусов до 80 процентов на аэропортовые сборы и тарифы при открытии маршрутов, входящих в перечень стратегических для аэропорта. В перечне 50 маршрутов российских и зарубежных направлений, по которым из Пулково в настоящее время нет прямых регулярных рейсов», – резюмировали в ВВСС. Пока на призыв Пулково откликнулись лишь «Уральские авиалинии», открывшие регулярные рейсы по маршруту Санкт-Петербург – Эйлат.

Любо, но очень дорого

Аналитик Олег Пантелеев добавляет, что мотивационные программы позволяют Пулково смягчить «титул» самого дорогого аэропорта России (в Санкт-Петербурге самые высокие сборы за обслуживание). В 2017 году тариф аэропорта (за взлет-посадку) будет увеличен. «Скидки в рамках программы отчасти могут компенсировать рост тарифов», – считает аналитик.

«Ставки сборов и тарифы за наземное обслуживание воздушных судов, в том числе сбор за взлет и посадку, утверждены на 5 лет – с 2014-го по 2018 год. Что позволяет перевозчикам заранее планировать свои расходы на услуги аэропорта в среднесрочной перспективе. В связи с очередным повышением в 2017 году мы не ожидаем сокращения маршрутной сети», – резюмировали в пресс-службе ВВСС.

Имущественный комплекс Пулково в 2010 году был передан ВВСС на 30 лет на условиях проведения масштабной реконструкции аэропортовой инфраструктуры. Первая очередь – строительство централизованного терминала с реконструкцией существующего терминала Пулково-1. После завершения первого этапа управляющая компания ВВСС планировала  и дальше наращивать  пропускную способность. К 2039 году Санкт-Петербург начнет принимать не менее 35 млн пассажиров в год – анонсировали инвесторы. С 2015 года пассажирооборот Пулково падает. Тем не менее о пересмотре своих планов инвесторы пока не сообщают. 

Катерина Кураева, специально для "Фонтанка.ру"

Наши партнёры

Lentainform

Загрузка...

24СМИ. Агрегатор

MarketGid

Загрузка...