14 ноября. В этот день каждый журналист, каждый общественный деятель и политик должен задуматься о том, что он говорит и какие последствия может иметь его речь. Почему так? Знает архивариус [Фонтанки.Офис] Константин Ранкс.
100 лет назад, 14 ноября 1916 года, лидер фракции кадетов в Государственной думе Павел Милюков произнес пламенную речь, которая вошла в историю. Жгучий вопрос Милюкова – «Что это? Глупость или измена?» относился к деятельности императрицы Александры Фёдоровны, премьер-министра России Бориса Штюрмера и иже с ними. Милюков недвусмысленно намекал на то, что на вершине власти происходит государственная измена.
Речь Милюкова опиралась на цитаты из немецких газет "Берлинер Тагеблатт", "Нейе Фрейе Пресс", французской «Новое время», а также ряда российских. Оппоненты Милюкова не смогли противопоставить ему столь же сильную и полемически задорную речь. И пресса размножила ее, сделав достоянием широких масс.
Впрочем, с Милюковым было тяжело тягаться. Историк, выпускник МГУ, Милюков всегда отличался не только оппозиционными взглядами, но и смелыми идеями. Он, в частности, в отличие от официальной науки того времени, не считал Петра Первого особенным реформатором.
Правда, и почвенники не могли его называть своим, так как, по его мнению, Россия всегда шла в русле европейского пути развития. Национальные нюансы были лишь деталями, декором на становом каркасе христианской цивилизации. Милюков много путешествовал по Европе — не как турист, а как преподаватель и ученый. Много работал и в США, читая лекции в Бостонском и Чикагском университетах. И именно он был одним из создателей в 1905 году Конституционно-демократической партии, более известной как «кадеты».
При этом этот сторонник законности первым выдвинул идею ставить гильотины на улицах. Чтобы рубить головы всем, кто борется против правительства, опирающегося на доверие народа. Милюков с началом Первой мировой был сторонником «войны до победного конца», потом его пыл поутих, а к 1916 году он стал ярчайшим критиком правительства и вообще власти.
Считается, что Милюков со своими речами был одним из тех, кто более других подготовил российское общество к идее свержения монархической власти и установления республики. Во временном правительстве первого состава, то есть до мая 1917 года, был главой МИДа. А потом... потом его отодвинули в сторону князь Львов и Керенский... Милюкову предложили, в издевку, пост министра образования...
В 1918 году он с ужасом писал другу, что если бы не деятельность его самого, его партии и вообще антиправительственных политиков, то большевики во главе с Лениным никогда бы не пришли к власти. Они, кадеты, хотели очистить монархию от наростов, но в результате — уничтожили и монархию, и страну, о благе которой пеклись. Под конец жизни он стал восхищаться гением Сталина, воссоздававшего Империю. Круг замкнулся – «оппозиционер Его Величества», как он себя называл до 1916 года, нашел себе нового самодержца.
Архив программ Nota Bene доступен здесь.