18+
Проекты
Фото JPG / GIF, до 15 мегабайт.
Я принимаю все условия Пользовательского соглашения
Введите цифры с изображения:
12:15 26.09.2018

Хорошо забытая инновация

Петербург подарил миру 11 внедренных новшеств, востребованных рынком, а Петростат посчитал, что 160. Почему коллекция рождественских пряников — тоже инновация, разбиралась «Фонтанка».

Хорошо забытая инновация

PressFoto/Zoonar/lev dolgachov

Петростат опубликовал статистический сборник «Наука и инновации Санкт-Петербурга и Ленинградской области в 2015 году», в котором указано, что предприятия Северной столицы заработали на производстве инновационных товаров и услуг 210,4 млрд рублей, что на 5% больше, чем за аналогичный период предыдущего года, когда наблюдалось сокращение на 7%. При детальном рассмотрении выясняется, что понятие «инновационность» Петростат понимает довольно широко, относя к нему не только все подряд новые товары, работы и услуги, но и те, что подвергались в течение последних трех лет разной степени технологическим изменениям.

Таким образом, локомотивом в Петербурге оказались производители транспортных средств, у которых 59% всей продукции являются инновационными. На втором месте пищевая промышленность (29%). На третьем – производители электроники и электрооборудования (16,5%). И это еще на фоне того, что по доле инновационной продукции в общем объеме отгруженных товаров Петербург отстал от общероссийских показателей – 7,3% против 8,4%.

Объем затрат на научные исследования и разработки в Северной столице вырос за прошлый год на 8%, до 158,6 млрд рублей, однако сами темпы инновационной деятельности замедлились. Так, считается, что всего предприниматели Петербурга создали за минувший год 160 нововведений, тогда как годом ранее 229. И то из них лишь 11 оказались принципиально новыми, а остальные 149 можно считать инновацией исключительно в границах России.

Петростат также отмечает, что бизнес стал меньше интересоваться передовыми разработками – число коммерческих предприятий, которые ведут собственные исследования, снизилось в 2015 году на 5%, до 164. Число государственных организаций и образовательных учреждений, наоборот, немного выросло. В итоге общее количество таких игроков в Петербурге осталось примерно на уровне 2014 года — 299 против 300, хотя в целом по стране увеличилось на 16%.

При этом в Северной столице стало больше организаций, которые специализируются на приобретении новых технологий (на 15%, до 23), а также тех, которые специализируются на обучении и подготовке связанного с инновациями персонала (на 16%, до 51).

Откуда родом инновации

Названия компаний, запустивших в минувшем году 11 инноваций на мировом уровне, Петростат не раскрывает. Однако известно, что пять прорывов совершено в области проектирования и инжиниринга, три — в сфере производства, обработки и сборки, две — на ниве связи и управления, и одна — в области автоматизированного наблюдения и/или контроля.

В комитете по промышленной политике и инновациям «Фонтанке» имена героев-разработчиков также не смогли назвать. «Сложно сказать, как это оценивал Петростат. Однако из производств наиболее инновационными у нас являются предприятия фармацевтического кластера. Также очень современные разработки в области эхолокации есть у «Радар ММС», а у компании «Геоскан» – решение по 3D-моделированию местности», – сказал глава комитета Максим Мейксин и добавил, что официальная статистика опирается на анкетирование, а потому по ней сложно оценить реальные тенденции.

«Мы смотрим на данные налоговой и более конкретные показатели, например количество зарегистрированных патентов — в 2015 году у Петербурга был хороший рост», – сказал Мейксин.

Предприниматели также выразили сомнение в корректности методологии Петростата, однако в общей сложности согласились с его выводами. И признались, что чаще всего используемые ими технологии – не петербургская разработка.

К примеру, Nissan разрабатывает автомобили в дизайн-центрах в Японии, Европе и США. «При выводе на рынок новых моделей российские инженеры проводят целый ряд исследований с целью адаптации новых моделей к условиям российской эксплуатации», – пояснили в компании.

Hyundai при запуске новых моделей автомобилей опирается на научно-исследовательский центр в Корее. «В России автомобили проходят тестирование и специальную адаптацию под наши климатические и дорожные условия», – пояснили на петербургском заводе. Однако своей инновацией предприятие считает подготовку к производству модели Creta. «На одном конвейере мы выпускаем автомобили трех типов кузова: седан, хэтчбек, кроссовер», – отметили в компании.

В пищевой отрасли нет принципиальных прорывов с точки зрения технологии производства, все инновации — в области продуктовой линейки, говорит генеральный директор кондитерской фабрики «Любимый край» Дмитрий Байков: «У нас – как в моде – каждый сезон новая коллекция. Например, в этом году впервые сделаем коллекцию рождественских пряников».

А вот производитель телекоммуникационного оборудования «Эмзиор» готов похвастаться инновацией мирового уровня. «У нашего маршрутизатора есть иностранный конкурент, но наш продукт в 14 раз выше по производительности», – подчеркнул генеральный директор Сергей Щербаков, не видя при этом ничего страшного в низкой доле собственных инновационных разработок у предприятий Северной столицы: «Высокотехнологичную отрасль нельзя построить с нуля. Сначала должна произойти накачка иностранными технологиями».

Кроме того, подавляющее большинство товаров массового спроса — это технологии сегодняшнего дня. «Изобретать их самим бессмысленно, проще локализовать импортную или купить готовое решение под ключ», – говорит он. По его словам, нынешняя политика государства в области импортозамещения стимулирует именно такой вид инноваций.

«Дальше все будет зависеть от изменений правил игры — например, повышения требований к уровню локализации», – считает Сергей Щербаков, уверенный, что рост объемов отгруженной инновационной продукции и трат на передовые разработки объясняется в основном инфляцией и курсовой разницей.

Инновации без компьютера

По данным официальной статистики, экономили предприятия Северной столицы не только на передовых исследованиях, но и на обычных информационных технологиях. Так, персональные компьютеры в своей работе в 2015 году использовали 95,8% организаций, что на 2,4 п.п. меньше, чем годом ранее. Интернетом пользовались 94,9% организаций, что на  2,5 п.п. меньше, чем в 2014 году. В Петростате объяснили такую тенденцию «экономической ситуацией», подчеркнув, что в целом по стране эти показатели тоже снижаются.

Не лучше обстоят дела с кадровым потенциалом — число тех, кто мог бы в будущем совершить научный прорыв, продолжает сокращаться. Если в 2010 году подготовку аспирантов в Северной столице осуществляли 156 вузов и НИИ, то в 2014-м таковых осталось уже 140, а в 2015-м и вовсе 132. Логично, что сокращается и количество выпускников: в 2010-м их было 3086, в 2014-м — 2742, а в 2015 году – 2519 человек. Сравнимо и снижение количества защитившихся аспирантов: по 17% в 2015 и в 2014 годах против 29% в 2010 году.

«Инновации не обязательно связаны с числом научных кадров. Например, Стив Джобс был не ученый, но великий продакт-менеджер», – отмечает Дмитрий Байков, подчеркивая, что талантливых специалистов этого профиля становится все больше, но они приходят не из вузов и аспирантуры, а с действующих производств.

Галина Бояркова,
«Фонтанка.ру»


© Фонтанка.Ру

Наши партнёры

Lentainform

Загрузка...

24СМИ. Агрегатор

MarketGid

Загрузка...