Крупнейшие в России объединения производителей продуктов обратились к вице-премьеру Аркадию Дворковичу с просьбой отложить повышение тарифов в системе «Платон», через которую взимается плата за проезд грузовиков по федеральным трассам.
Письмо, копия которого есть в распоряжении «Коммерсанта», подписали, в числе прочих, представители Национального союза производителей молока, Национальной мясной ассоциации и Ассоциации компаний розничной торговли.
Отмена льготного коэффициента, применяемого к тарифу в системе «Платон», указали авторы обращения, является необоснованной и несвоевременной.
В частности, говорится в письме, в системе «Платон» на настоящий момент зарегистрированы не более 650 тысяч автомобилей из заявленных при ее внедрении более полутора миллионов, при этом часть перевозчиков «продолжает саботировать оплату из-за отсутствия налаженной системы контроля». В итоге, говорится в письме, издержки в данный момент несут только ответственные участники рынка.
Кроме того, сообщил «Коммерсанту» представитель Национального союза производителей молока, в некоторых регионах Сибири и Дальнего Востока до сих пор не завершена интеграция в систему «Платон». Таким образом, по его словам, «одни регионы по факту платят за другие».
Отмена льготного коэффициента, указали авторы письма, может привести к дальнейшему росту числа недобросовестных перевозчиков и снижению уровня собираемости средств.
В Минтрансе сообщили, что вопросы, связанные с функционированием «Платона», будут рассмотрены на заседании рабочей группы на этой неделе. При этом в транспортном ведомстве отметили, что ранее уже пошли навстречу участникам рынка: были снижены штрафы за нарушения, проработана возможность налогового вычета для пользователей системы и введена постоплата.
Увеличение тарифа отразится на конечной стоимости с учетом всей цепи поставки — от поля до прилавка, убежден директор «Руспродсоюза» Дмитрий Востриков.
«По нашим оценкам, рост тарифов на перевозку на 10–20 процентов прибавил к стоимости товаров от 3 до 10 процентов. Разумеется, предполагаемое увеличение тарифов в два раза приведет к аналогичной ситуации», — отмечает он.
Система «Платон» (плата за тонны), предназначенная для сбора платы за проезд большегрузных автомобилей по федеральным трассам, заработала в ноябре 2015 года. Введение «Платона» вызвало протесты со стороны водителей-дальнобойщиков, на фоне которых правительство приняло решение резко снизить штрафы за неоплату проезда и отложить повышение тарифа.
Льготный тариф, как было объявлено, будет действовать на время тестового периода работы «Платона». Предполагалось, что льготный тариф закончит действовать в марте 2016 года, однако тогда правительство отказалось от повышения сборов.
В октябре Минтранс заявил, что период действия льготного тарифа завершается. В начале ноября, как сообщалось, вице-премьер Аркадий Дворкович обратился к главе правительства с предложением в 2017 году поэтапно повысить тариф «Платона». Минэкономразвития, в свою очередь, выступило за сохранение действующего тарифа еще на год.