(812) 416 77 77 телефон прямого эфира

31.10.2016 16:05
Nota Bene: Почему Петербург принял "Онегина" Чайковского, а Москва - нет

Nota Bene: Почему Петербург принял "Онегина" Чайковского, а Москва - нет

Почему московская публика не приняла постановку оперы Петра Чайковского "Евгений Онегин", а Петербург рукоплескал ей? И какое будущее ждало это музыкальное произведение, которое, по рассказам, исполняли даже в петербургских трактирах? Знает архивариус интернет-канала [Фонтанка.Офис] Константин Ранкс.

Две недели назад мы вспоминали, как провалилась чеховская «Чайка» на премьерном показе в Александринском театре — та самая «Чайка», которой всего лишь через два года будут рукоплескать в Москве, затем по всей России и по всему миру. Одной из причин неприятия пьесы Чехова было несоответствие ее новаторского стиля вкусам консервативной публики Петербурга. Но были и другие примеры, когда именно Петербург демонстрировал свою продвинутость, а Москва — косность. В частности, так случилось с оперой Петра Чайковского «Евгений Онегин».

Партитуру оперы Чайковский послал в Москву из Швейцарии, в адрес Николая Рубинштейна, директора Московской консерватории, весной 1879 года. Он мечтал, чтобы музыкальная премьера оперы прошла именно там. И вот что случилось — несмотря на то что в консерватории публика оперу встретила прохладно, отдельные части ее расходились в городе «на ура». То есть разная публика по-разному воспринимала эту большую работу. 

При этом большая премьера оперы в Большом театре в январе 1881 года также не принесла признания, ее встретила публика вяло, а критика буквально обрушилась на нее. Правда, в отличие от Чехова, Чайковский предвидел такую возможность и вдохновлялся тем, что отрывки из оперы можно было слышать в салонах и даже публичных местах по всему городу. Рассказывали, что отрывки из оперы можно было слышать даже в трактирах.

Наконец, 31 октября 1884 года опера вышла на сцену Мариинского театра. Публика была в восторге. Люди буквально сходили с ума: если вы думаете, что спекуляция билетами и драки у касс — порождение ХХ века, то ошибаетесь — всё это было осенью 1884 года в Петербурге. Те же москвичи садились в поезд и ехали в Петербург, чтобы послушать эту оперу. Очень скоро опера была поставлена и в Европе. Совершенно замечательными были постановки «Евгения Онегина» под руководством Густава Малера как в Гамбурге, так и в Вене, причем гамбургскую постановку слушал сам Чайковский и дал ей высокую оценку. 

Есть мнение, что Чайковский заранее предвидел сложности со своей оперой — например, смерть романтического героя происходит не в начале (завязка) и не в конце (финал), как обычно, история остается как бы недосказанной. Он полагал, что популярность оперы должна «прийти снизу», и не случайно поддерживал издание клавиров оперы, чтобы ее могли играть любители музыки у себя дома. 

Таким образом, публика в Москве еще не созрела для массового восторга, а вот в Петербурге спустя 5 лет интерес уже был, люди слышали эти мелодии, они их ждали — и сходили с ума от восторга...

 

Архивы передач
Предыдущие материалы
ВКонтакте Facebook LiveJournal Twitter

А самые классные видео вы можете получать с помощью нашего канала в Telegram