Василеостровский суд Петербурга не допустил репортера "Фонтанки" к заседанию по избранию меры пресечения Дмитрию Ильченко – первому фигуранту дела "Метростроя". Судья Волкова обосновала свое решение не Уголовно-процессуальным кодексом, а желанием следователя.
Как сообщает корреспондент "Фонтанки", его присутствие в 9-м зале Василеостровского суда, где должно быть рассмотрено ходатайство об аресте Ильченко, было встречено в штыки сперва прокурором Никандровой, а потом и следователем СК, фамилию которого было не разобрать из-за уличного шума.
Следователь, когда ему дали слово, сказал:
"Хотелось бы заявить ходатайство о проведении закрытого судебного заседания, поскольку будут оглашаться материалы уголовного дела, я со всех свидетелей взял подписку о неразглашении, и в интересах следствия..."
"Что в материалах дела имеется такого, что не подлежит огласке?" – спросила судья Виктория Волкова.
"Будут оглашаться материалы дела, показания, и мне бы не хотелось, чтобы на данной стадии указанные сведения стали известны", – так и не сослался на норму закона следователь.
Адвокат Максимов возражал, прокурор Никандрова поддержала.
Судья Волкова тоже не стала утруждать себя ссылкой на конкретный пункт статьи 241 УПК "Гласность" (в которой нет основания в виде желания следователя) и изготовлением определения о закрытии процесса. Удовлетворила ходатайство и велела покинуть зал репортеру и жене Ильченко.
Согласно 241-й статье, судебные заседания проводятся в открытом режиме. Закрытое разбирательство допускается на основании определения или постановления суда, если открытое слушание может привести к разглашению государственной или иной охраняемой федеральным законом тайны, слушаются уголовные дела о преступлениях, совершенных лицами, не достигшими возраста шестнадцати лет, и о преступлениях против половой неприкосновенности и половой свободы личности, а также если этого требуют интересы обеспечения безопасности участников судебного разбирательства, их близких родственников, родственников или близких лиц. В определении или постановлении суда о проведении закрытого разбирательства должны быть указаны конкретные, фактические обстоятельства, на основании которых суд принял данное решение.
СК возбудил дело по особо крупному мошенничеству (статья 159) с контрактами на вынос инженерных сетей с будущих станций «Новокрестовская», «Беговая», «Юго-Западная» и «Путиловская» (общая стоимость – 500 млн рублей). Договоры были заключены в 2014 году. Следствие подозревает, что часть работ не была выполнена, но деньги – получены. Одним из субподрядчиков по выносу был «Петрострой» Дмитрия Ильченко.
По делу были допрошены глава "Метростроя" Вадим Александров и его сын - заместитель Николай.