Требования российского законодательства по установке тахографов не распространяется на осуществляющие международные перевозки грузовики и автобусы. К такому выводу пришел Верховный суд России.
Действующий федеральный закон обязывает компании и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих связанную с эксплуатацией транспортных средств деятельность, оснащать их тахографами. Такие технические средства контроля должны обеспечивать непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения автомобиля, а также режим труда и отдыха водителей. Министерство транспорта РФ обязало до 1 июля 2016 года установить такие устройства на транспортных средств категорий N2 и N3 (грузовые автомобили максимальной массой свыше 3,5 тонн), а также M2 и M3 (автобусы).
Иск в Верховный суд России подал один из перевозчиков – ООО «Сокор-Логистика». Он утверждал, что установленные требования противоречат нормам международного договора, согласно которым установка тахографов не является обязательным. Таким образом приказ Минтранса, по мнению истца, нарушает права перевозчиков на ведение предпринимательской деятельности.
Служители Фемиды пришли к выводу, что возможность оснащения тахографами грузовиков и автобусов предусмотрено Техническим регламентом Таможенного Союза. При этом требования к самим контрольным устройствам порядку их установки определяется национальным законодательством, в том числе Российской Федерации. Оспариваемый приказ Минтранса издан компетентным органом в пределах предоставленных ему полномочий и соответствуют федеральному законодательству. «Постепенное оснащение транспортных средств цифровыми контрольными устройствами ... способствует повышению уровня технического состояния эксплуатируемых транспортных средств, их активной и пассивной безопасности, сокращению влияния наиболее весомых факторов, вызывающих дорожно-транспортную аварийность, стимулированию ответственности владельцев», – заключил Верховный суд России.
Вместе с тем он также констатировал, что требования по оснащению тахографами являются обязательным для эксплуатирующих транспортные средства на территории России. «На правоотношения, связанные с международными перевозками, оспариваемый акт не распространяется. Осуществляющие такие перевозки транспортные средства должны оснащаться тахографами, соответствующими требованиям Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств (ЕСТР)», – отмечается в решении суда.
Отметим, что по данным ГИБДД в России зарегистрировано 6,2 млн грузовых автомобилей и 872 тысячи автобусов, в том числе 218 и 20 тысяч таких транспортных средств соответственно в Петербурге.