Авто Признание & Влияние Фонтанка-500 Книги «Фонтанки» Доктор Питер Афиша Plus
18+
Проекты
JPG / PNG / GIF, до 15 Мб

Я принимаю все условия Пользовательского соглашения

15:59 19.01.2020

Nota Bene: Блокадная труба

В эти дни в 1942 году прошли последние испытания трубопровода для снабжения осаждённого Ленинграда топливом. Об истории его сооружения, о первой женщине-водолазе, а также о том, как труба пришла на смену цистерне, - в очередном выпуске программы Константина Ранкса Nota Bene.

Nota Bene: Блокадная труба

Первая женщина-водолаз в СССР Нина Соколова

В эти дни в 1942 году проходили последние испытания трубопровода, проложенного по дну Ладожского озера, для снабжения осаждённого Ленинграда топливом. История сооружения этого магистрального трубопровода интересна и как еще одна страница войны, и как крупное научно-техническое достижение, которое изменило отношение к трубопроводному транспорту в Советском Союзе.


Nota Bene: Блокадная труба [Фонтанка.Офис]

Было время, когда даже цистерны на железной дороге считались более удобным способом транспортировки нефти, нежели труба. Однако время шло, отношение к ним менялось. В конце 20-х годов военные заинтересовались разборными трубопроводами быстрой укладки — для организации снабжения механизированных частей в полевых условиях. В 1935 году такой трубопровод испытали — только он оказался слишком дорогим. Но наработки в этой области, конечно же, сохранились.

Они оказались очень важными, когда 8 сентября 1941 года вермахт вышел к Шлиссельбургу, замкнув кольцо блокады. Одной из важнейших проблем была доставка топлива в осаждённый город — согласно расчетам перевозка топлива в бочках была крайне затратным делом. Нужна была другая идея. И такой идеей стала прокладка подводного трубопровода по дну Ладоги.


Знаменитая Экспедиция подводных работ особого назначения к тому моменту уже проложила по дну телефонный и электрокабель. На этих работах взошла звезда первой женщины-водолаза СССР Нины Соколовой. К этому времени она уже была опытным инженером, и еще в феврале 1942 года высказала свое предположение о возможности строительства такого объекта.

Вот тут и вспомнили про молодых инженеров Шинберга и Хромова, которые в 30-ые годы разрабатывали проект сборно-разборного трубопровода. Тянуть резину не было времени, и Давид Шинберг стал главным инженером проекта. Без штата, без труб и... без самого проекта. Да и технологии еще были не отработаны.

Шинберг вместе с Соколовой пришли к следующей схеме — собирать трубы в плети длиной в три сотни метров на берегу, а затем герметизировать их с торцов, эти плавучие секции доставлять на место и сваривать их на борту судна. Сами трубы были обнаружены практически на нейтральной полосе в районе боев на южной окраине Ленинграда.

Работы начались в конце мая, а 14 июня начались испытания трубопровода. 18 июня трубопровод был сдан в эксплуатацию. На приемную станцию под Ленинградом стало поступать 17 тонн бензина в час. Трубопровод работал исправно всё время блокады и был отключен только после ее снятия. Опыт Ладожского трубопровода использовался вплоть до 1945 года. А после войны, в 1956 году появилось специализированное управление для строительства подводных переходов на магистральных нефтегазопроводах. Специалисты этой отрасли работают и сегодня по всему миру.

Читайте также
Яндекс.Рекомендации

Жильё в Санкт-Петербурге

    Работа в Санкт-Петербурге

      А самые классные видео вы можете получать с помощью нашего канала в Telegram

      Наши партнёры

      СМИ2

      Lentainform

      Загрузка...

      24СМИ. Агрегатор