Авто Признание & Влияние Фонтанка-500 Книги «Фонтанки» Доктор Питер Афиша Plus
18+
Проекты
JPG / PNG / GIF, до 15 Мб

Я принимаю все условия Пользовательского соглашения

11:56 24.01.2020

Nota Bene: Как появился Павловский "фоксал"

В эти долгие дни 1838 года в Павловске открылось для публики здание, которое сыграло огромную роль в культурной истории страны. Речь идет о Павловском железнодорожном вокзале. О наполненной радости и печали судьбе этого "фоксала" в очередном выпуске программы Nota Bene рассказывает Константин Ранкс.

Nota Bene: Как появился Павловский "фоксал"

В эти долгие дни 1838 года в Павловске открылось для публики здание, которое сыграло огромную роль в культурной истории страны. Речь идет о Павловском железнодорожном вокзале.

Павловск был конечной станцией железнодорожной ветки, и, поскольку предполагалось, что туда будет прибывать почтеннейшая публика для развлечения и гуляния в Павловском саду, для нее было сооружено специальное здание, в котором располагался ресторан, гостиница, танцевально-концертный зал. То есть публика могла прибыть прямо с поезда на бал...


Nota Bene: История Павловского "фоксала" [Фонтанка.Офис]

К тому моменту русская благородная публика уже использовала слово «воксал», точнее даже «фоксал» – именно как обозначения места для концертов и балов. Восходит оно к названию парка в Лондоне. Поэтому не удивительно что здание в Павловске так же стали называть «воксалом», не очень задумываясь над его местоположением — при железной дороге.


Поскольку Павловский парк был парком развлечений, то и воксал своим репертуаром ему соответствовал — это было место, где расцветала так называемая «легкая» музыка, бальная. Постепенно репертуар расширялся, и тем не менее — для очень многих он ассоциировался именно с радостной, светлой музыкой. Здесь исполняли свои произведения российские и популярнейшие западные исполнители. Именно в Павловском воксале исполнял свои вещи Иоганн Штраус, автор «Летучей мыши», «Цыганского барона», «Сказок Венского леса» и многих других произведений. Дирекция Павловского воксала платила Штраусу бешеные деньги — более пяти тысяч рублей в месяц, и вскоре эта площадка стала для исполнителей одной из самых желанных в Европе.

Концерты в Павловске были прекрасной визитной карточкой. Сюда слетались как бабочки на огонёк видные дирижёры, композиторы были рады, когда здесь исполнялись их произведения. Слово «воксал» тем временем в русской разговорной речи стало произноситься как «вокзал» – причём этому даже нашлось наукообразное объяснение — дескать это сокращение от «вокальный зал». В широких народных и разночинных массах слово «вокзал» тесно связалось с транспортом, обозначая большое сооружение с обязательными ресторанами, кафе, местами отдыха для пассажиров. Стали говорить о «речных вокзалах», морских и конечно же о железнодорожных. Сейчас, когда мы слышим слово «вокзал» – мы в последнюю очередь думаем о концертах.

Удивительно — но Павловский вокзал пережил революцию, мало того — местный Совет рабочих и крестьянских депутатов сохранил его как место для концертов и митингов. Спустя несколько лет он стал местом постоянной работы государственного симфонического оркестра. В 1938 году тут с помпой прошло празднование 100-летия воксала.... Он сгорел вовремя войны — точнее, его сожгли солдаты гитлеровской армии. И от всего воксала сохранился только один фонарь...

Хотя...нет. Еще остался прекрасный вальс «Прощание с Петербургом», написанный Штраусом как раз в память о гастролях в Павловске...

 

Читайте также
Яндекс.Рекомендации

Жильё в Санкт-Петербурге

    Работа в Санкт-Петербурге

      А самые классные видео вы можете получать с помощью нашего канала в Telegram

      Наши партнёры

      СМИ2

      Lentainform

      Загрузка...

      24СМИ. Агрегатор