Конституционный суд России признал конституционной систему «Платон». Такое решение он только что провозгласил в открытом заседании. Дополнительная плата с тех, кто «наиболее интенсивно эксплуатирует автомобильные дороги», соответствует Конституции и зарубежной практике, полагают в КС. То, что системой распоряжается частная компания, связанная с бизнесом семьи Ротенбергов, также не смутило судей.
Систему нужно подвергнуть только отдельным правкам и улучшениям, считают служители Фемиды. Например, правительство России не сможет «чрезмерно обременять предпринимателей в сфере грузоперевозок сходными по назначению платежами». Взносы по «Платону» должны вычитаться из транспортного налога – такой законопроект уже внесён в Госдуму, и, судя по всему, конституционалисты ему симпатизируют. «Недопустимо повышать установленный размер платы… если на такую возможность не указано в федеральном законе», – предупреждают в КС.
Кроме того, правительство и Госдума должны «в разумные сроки установить порядок определения оператора системы и критерии, которым он должен соответствовать». Некоторые функции сейчас распоряжающейся «Платоном» компании РТИТС (наполовину принадлежит Игорю Ротенбергу) придётся урезать. Она не сможет больше самостоятельно выступать с «нормотворческими» функциями – то есть определять для водителей порядок оплаты «Платона», пользования бортовыми устройствами, информирования об отклонении от маршрута и другие детали. Такими вещами должны заниматься только законодатели, уверены в КС.
Напомним, жалобу в Конституционный суд на систему «Платон» написала зимой 2015 года думская фракция КПРФ. С точки зрения коммунистов, все документы, которыми ввели «Платон» (это постановление правительства №504, поправки в Кодекс об административных правонарушениях и закон «Об автомобильных дорогах») надо было отменить. Вместо них требовалось гибче регулировать транспортный налог или акцизы на топливо.
Система «Платон» (название не имеет ассоциаций с древнегреческой философией и расшифровывается прозаически – «плата за тонны») начала действовать в России осенью 2015 года – чтобы возместить вред, который дальнобойщики наносят федеральным трассам. «Платон» предполагает платный проезд по таким дорогам для машин свыше 12 тонн и штрафы для тех, кто не перечислит государству деньги. Проектом по концессионному соглашению с государством занимается компания РТИТС (на 50% принадлежит Игорю Ротенбергу, еще на 50% – бизнесмену Андрею Шипелову и структурам «Ростеха»).
Идея вызвала зимой 2015-2016 года крупнейшие в истории протесты среди водителей, они спорадически продолжаются до сих пор. И дело даже не в том, что пришлось платить. Оказалось, «Платон» абсолютно не приспособлен к жизни – бортовые датчики, которые требовалось установить на машины, неправильно высчитывали маршрут и расстояние. К тому же, тарифы на проезд и штрафы были слишком высокими, жаловались владельцы грузовиков. За полгода работы перечисления в бюджет от системы «Платон» составили 8 миллиардов рублей – это меньше, чем изначально прогнозировали чиновники. «Платоном» начали пользоваться больше 90% крупных транспортных компаний, их парк суммарно насчитывает около 720 тысяч грузовиков.