23 мая. В этот день в 1842 году иностранец Гилью получил право организовать «заведение по перевозке мебели» в Санкт-Петербурге и окрестностях. Это весьма показательная история о появлении нового вида бизнеса — своего рода стартапа 19-го века.
Согласно записи за номером 15652 в полном собрании законов Российской империи, иностранцу Гилью разрешалось организовать фирму, которая будет эксплуатировать оригинальной конструкции грузовые крытые фуры на рессорах. Фирма получала право привилегии на пять лет для работы в самом Петербурге и на удалении от него до 30 верст. При этом Гилью обязан был запустить бизнес не позже чем через 2,5 года, иначе привилегия упразднялась.
Вопрос перевозки мебели в растущем тогда Петербурге становился все более актуальным. Люди активно переезжали с места на место, а также приобретали новые шкафы, диваны и стулья. Чаще всего нанимали ломовых, то есть грузовых извозчиков, которые везли мебель в телегах, обложив их вокруг соломой, сеном или мягкими вещами. Зачастую мебель портилась, а спросить было не с кого, лошадь с телегой стоили в разы дешевле редкой мебели.
Гилью предложил специализированные повозки с креплениями для удержания мебели, мягкими пуфами для обеспечения её стабильного положения, защитой от дождя и солнца, а главное, рессорами, которые делали поездку по брусчатке и грунтовой дороге плавной.
Юридически появлялась компания, которая могла нести ответственность за порчу мебели. Это было принципиально важно. Было ясно – с кого спросить в случае ущерба. Сама компания нанимала постоянных работников, которые не просто держались за место и поэтому были аккуратными возницами, но и проходили специальное обучение.
Кстати, обучение проходили и лошади. Они начинали трогаться медленно и шли размеренным шагом. В общем, это была система взаимодействия «лошадь — возница — повозка». В фирме Гилью могли гарантировать, что она будет работать надёжно.
Постановление о приоритете не запрещало перевозку мебели самими частными лицами в их собственных интересах и аренду извозчиков. То есть свое каждый имел право возить как хотел.
Поэтому услугами новой фирмы, прежде всего, стали пользоваться продавцы новой мебели для доставки ее заказчику.
Спустя несколько десятилетий уже никого не удивляло, что по улицам ездили специальные повозки для мебели, в которых кроме возницы ехали и специальные грузчики.