Требования к осуществляющим пассажирские и грузовые перевозки индивидуальным предпринимателям будут ужесточены. Законопроект, одобренный правительством России, 21 мая внесен в Госдуму.
Действующим законодательством установлены требования по обеспечению безопасного использования организациями автобусов и грузовиков. Они должны оснащаться тахографами, проходить предрейсовый осмотр и так далее. Вместе с тем, по данным ГИБДД, в собственности частных лиц находится больше половины всех зарегистрированных в России автобусов. Индивидуальные предприниматели вправе осуществлять пассажирские и грузовые перевозки (в том числе для собственных нужд) без соблюдения установленных для юридических лиц требований. В МВД России убеждены, что отсутствие контроля приводит к дорожным происшествиям. Статистика свидетельствует, что по вине водителей грузового и пассажирского транспорта совершается почти каждое десятое ДТП, а количество погибших в таких авариях в 2015 году выросло на 32 процента.
Для снижения аварийности предлагается ввести единые четкие требования по обеспечению безопасности, обязательные для всех категорий перевозчиков – юридических лиц и предпринимателей. Так, частные владельцы транспортных средств должны будут оснастить их тахографами, обеспечить соблюдение условий труда водителей (норм непрерывного управления и перерывов), обязательное страхование (ОСАГО), не допускать эксплуатацию неисправных автомобилей и выполнить иные требования. Специальные правила планируется определить и для индивидуальных предпринимателей, использующих городской пассажирский транспорт (трамваи и троллейбусы).
Ужесточается также административная ответственность. Например, за повторное нарушение правил перевозок пассажиров и грузов, в том числе не соответствующими профессиональным и квалификационным требованиям водителями, без проведения предрейсового технического контроля и медицинского осмотра и других, – деятельность индивидуальных предпринимателей и компаний может быть приостановлена на три месяца, а должностные лица дисквалифицированы на срок до трех лет.
В правительстве России убеждены, что принятие законопроекта «устранит пробелы и противоречия в законодательстве в сфере безопасности грузовых и пассажирских автомобильных перевозок, обеспечив единые требования к перевозчикам вне зависимости от того, находится ли автобус или грузовой автомобиль в собственности организации или физического лица (индивидуального предпринимателя)».