Перенесемся в 1922 год. В феврале на Дальнем Востоке отгремели «волочаевские дни» - завершающие сражения Гражданской войны. В апреле открылась Генуэзская мирная конференция и Советская Россия заключила с демократической Германией мирный договор, который вошел в историю как Рапальский. В Москве прошел XI съезд Российской коммунистической партии (большевиков), на которой Владимир Ленин выступил с докладом о первом годе НЭПа — новой экономической политики и определил дальнейшее развитие под лозунгом «учимся торговать».
А 22 мая в тогда еше Петрограде, в Александро-Невской лавре произошло публичное вскрытие раки с мощами святого князя Александра Невского. Присутствовали и представители духовенства, армии и флота, пресса, а так же ученые — это не считая огромного скопления народа.
В итоге в раке обнаружили детали скелета человека, и более ничего. Мощи оставили в Лавре а сам серебряный саркофаг был изъят для демонстрации в Эрмитаже. Здесь интересно не столько то, что забрали саркофаг, как предмет искусства, сколько то, что Лавре оставили мощи. Это формально шло в разрез с постановлением Совета народных комиссаров от 30 июля 1919 года о ликвидации мощей святых во всероссийском масштабе, с целью ликвидации варварского культа мертвых тел. Демонстрация мощей должна была проводиться в целях антирелигиозной пропаганды.
Религиозные авторы отмечают, что большевики проводили эту пропаганду очень умело. Они знали, что в народе бытовало мнение, что нетленные мощи — это своего рода мумии, не подверженные распаду. Демонстрация костей действительно шокировала именно широкие народные массы. Однако не всегда всё шло гладко – в тех случаях, когда обнаруживались мумифицированные останки — возникала обратная реакция — возмущения фактом вскрытия мощей. То есть факт нетленности в народном сознании был знаком святости.
Эта история, думается, связана и с культом тела самого воинствующего атеиста Владимира Ильича Ленина. Противник всяких культов он был фанатиком науки. Вполне можно допустить, что он спокойно бы разрешил использовать своё тело для научных опытов, но вряд ли бы обрадовался появлению нового культа. Впрочем... та весна была последней рабочей весной Ленина. На том же съезде Генеральным секретарём ВКП(б) был избран Иосиф Сталин, бывший семинарист, который очень скоро начнёт создание новой религии.