Генеральный директор Международного совета аэропортов в Европе (Airports Council International Europe, ACIE) Оливье Янковек направил 28 апреля письмо премьер-министру России Дмитрию Медведеву, в котором призвал отменить досмотр на входах в аэропорты. Об этом 11 мая пишут «Ведомости», которые ознакомились с копией письма.
Янковек пишет, что сплошной досмотр на входах в аэропорты с точки зрения противодействия терактам непродуктивен, поскольку очереди, возникающие при таком досмотре, представляют собой мишени для злоумышленников. По его словам, в аэропорту Бен-Гурион Тель-Авива, который считается образцом безопасности, нет досмотра при входе в терминалы. Вместо этого израильские власти используют комплексный подход: собирают разведданные, распознают номера автомобилей, изучают записи с камер видеонаблюдения, анализируют поведение людей и прибегают к помощи кинологов с собаками.
В письме говорится, что на заседании ACIE в Мадриде в середине апреля обсуждался вопрос безопасности в зонах общего доступа в аэропортах и были обобщены итоги мартовского теракта в Брюсселе, когда при взрыве смертника погибли 17 человек, а также других подобных случаев, в том числе теракт в Домодедово в 2011 году, когда погибли 37 человек.
«В России обязательный сплошной досмотр на входах в терминалы введен в 2011 году после теракта в Домодедово, сейчас эта тема возникла в связи с аэропортом Брюсселя: подобное письмо мы отправили бельгийским властям, так как в Бельгии тоже осуществляется систематический досмотр на входах и это вредит безопасности», — пишет Янковек. Он также напоминает, что после теракта в Брюсселе Еврокомиссия не стала рекомендовать на уровне ЕС ввод досмотра на входах в терминалы именно потому, что подобная мера создает свои риски.
В своем письме гендиректор ACIE также отмечает, что за безопасность в аэропортах должны отвечать не операторы воздушных узлов, а силовые структуры. Зоны общего доступа аэропортов, по его словам, — публичные пространства, которые не должны подпадать под требования авиационной безопасности. В Европе следуют такой политике, и Россия здесь «составляет примечательное исключение, что аномально и говорит об отказе РФ выполнять обязанности государства», цитируют Янковека «Ведомости».
Слова Янковека об ответственности операторов воздушных гаваней прозвучали на фоне расследования уголовного дела в отношении владельца Домодедово Дмитрия Каменщика и еще трех сотрудников аэропорта, которые обвиняются по ст.238 УК РФ (оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни, повлекшее смерть двух и более лиц). Следствие считает, что введенная руководством Домодедово в 2010 году технология досмотра понизила безопасность аэропорта и позволила смертнику проникнуть в здание и взорвать бомбу.
Янковек отмечает, что его письмо носит рекомендательный характер, поскольку Россия является суверенным государством и сама решает вопросы безопасности в своих аэропортах.
В начале апреля Минтранс России выступил с инициативой на законодательном уровне сделать постоянным сплошной досмотр пассажиров и багажа на входе в аэропорты, невзирая на наличие или отсутствие террористической угрозы. Сейчас досмотр на входе проводится на основании введенного в 2011 году повышенного уровня безопасности.
Источник: РБК