Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Бизнес Утильсбор берет катера на абордаж

Утильсбор берет катера на абордаж

711
Тихонов Михаил/ДП

Петербургские производители автомобильных прицепов лишились половины выручки из-за введения утилизационного сбора. Потери считают и изготовители моторных лодок, которым сложившаяся ситуация грозит срывом госконтрактов.

Сбор за утилизацию автомобильных прицепов, введенный в начале этого года, лишил петербургских производителей этой техники половины выручки. Несмотря на поручение президента устранить перегибы в законе до конца апреля, корректировка до сих пор не проведена. На обещанные Минпромторгом компенсации большинству участников рынка рассчитывать не приходится. В списке пострадавших рискуют оказаться и изготовители моторных лодок, 90% которых должны поставляться в комплекте с прицепом.

Закон, который распространил утильсбор на спецтехнику и автомобильные прицепы, вступил в силу 1 января 2016 года. Однако установленная в феврале ставка налога привела к удорожанию легких бестормозных прицепов в десять раз, более тяжелых тормозных — в среднем в полтора-два раза. Как сообщала «Фонтанка», это практически парализовало работу выпускающих их предприятий.

В ходе прямой линии в апреле 2016 года президент Путин дал поручение Минпромторгу до конца апреля подготовить постановление об отмене утильсбора. Однако пока проект не прошел этап рассмотрения в правительстве и не выставлен для публичного обсуждения. «99%, что о полной отмене речь не идет. Но мы рассчитываем хотя бы на адекватную корректировку размера сбора», – рассказал один из участников рынка. Пока же производители вынуждены нести потери либо искать способы обойти закон.

Крупнейший в Петербурге завод, специализирующийся на прицепах для грузовых автомобилей, «Невские машины», оценивает свой прямой убыток в 40 млн рублей. «Это сумма, которую мы не получили, так как в феврале продаж не было вообще», – говорит коммерческий директор Александр Техтин. В марте компания возобновила продажи, но повысила стоимость продукции на размер утилизационного сбора, то есть примерно на 20-50%, из-за чего многие клиенты отказались от покупки. «В общей сложности мы недосчитались половины заказов, думаю, в целом по рынку ситуация такая же. Конечно, частично это обусловлено кризисом, но снижение покупательной способности само по себе вызвало бы падение не более 15-20%», – пояснил он. Также компания работает в минус по контрактам, которые были подписаны до введения утильсбора и по которым «Невские машины» должны поставить продукцию по старым ценам.

Предприятие «Рострак», по словам его учредителя Дмитрия Онуфриенко, потеряло две трети заказов и было вынуждено в два раза сократить штат. «Цены выросли от 30% до трех раз. Сельхозпроизводители, которые раньше брали у нас технику, впали в ступор и перестали покупать. Остался только контракт на три прицепа у подрядчика «Газпрома», который связан контрактом и не может отказаться от закупки», – отмечает он. Сокращение всего рынка предприниматель также оценивает в 50%.

Петербургский производитель прицепов для легковых автомобилей «Вектор» перестал выпускать тяжелые тормозные прицепы, на которые до введения утильсбора приходилось порядка 30% его продаж, поскольку клиенты отказываются покупать их по новым ценам. Чтобы не платить за легкие прицепы сбор, десятикратно превышающий их стоимость, компании пришлось скорректировать документацию. «В законе говорится, что налог вводится для прицепов с массой не менее 0,75 тонны. Поэтому мы указываем, что вес продукции составляет 745 или 749 кг, и не платим сбор», – рассказывает руководитель «Вектора» Вадим Адамович.

Хотя Минпромторг еще в марте призвал производителей не повышать цены, пообещав компенсировать уплаченный сбор субсидиями, постановление на этот счет до сих пор не издано, подчеркивает Александр Техтин.

Кроме того, для получения субсидий нужно войти в реестр крупных налогоплательщиков Минпромторга. По словам чиновников, ценза по объемам производства для включения в список нет. «Но нужны полные технологические карты по каждому продукту. У небольших предприятий их, как правило, нет, а оформление их может занять месяцы», – отмечает Александр Техтин.

Пока «Невские машины» – это единственный петербургский производитель прицепов, которому удалось попасть в реестр. «Я не верю, что такие значительные суммы — 300 тыс. с прицепа — будут возвращены, так что не будем даже пытаться», — говорит Вадим Адамович.

Повышение цен на прицепы уже привело к проблемам на смежных рынках. В частности, сложности с выполнением контрактов начали испытывать производители катеров и моторных лодок. По оценке участников рынка, всего на петербургских предприятиях в год производится 3-4 тыс. единиц этой техники. До введения утильсбора 90% продавались уже с прицепами. Хотя изготовление идет в течение всего года, отгрузки в основном приходятся на лето.

Так, петербургская компания «Меркурий» (выпускает лодки под брендом Masterboat), согласно данным сайта госзакупок, имеет обязательство поставить МВД 70 служебных катеров с прицепами. Однако пока предприятие не может закупить прицепы, рассказал его директор Дмитрий Крылов. «Из-за утильсбора производитель поднял цену в несколько раз, что делает для нас проект убыточным. А сменить поставщика мы не можем, так как в контракте указана четкая спецификация», – пояснил он. Срок выполнения контракта — сентябрь. «Но время уже поджимает, поскольку всю партию будет сложно отгрузить одномоментно, а за срыв поставки нам грозит штраф», – отмечает топ-менеджер.

Со сложностями в выполнении госзаказа столкнулась также «Мобиле групп», отмечает начальник отдела понимания предприятия Михаил Петунин. «Нам удалось договориться, что мы поставим лодку в контейнере, а прицеп пропишем отдельным соглашением, но все это затянуло выполнение контракта на два месяца». По его словам, по сравнению с прошлым годом продажи компании упали в два раза, а задержки исполнения контрактов привели к увеличению долговой нагрузки. Впрочем, на ситуацию также повлияли новые правила сертификации лодок. «Как временное решение, мы предлагаем клиентам регистрировать их как самостоятельно построенные суда», – отмечает он.

Предприятие «Судтехпром» (бренд Silver) госконтрактов после введения утильсбора не заключало, говорит менеджер по продажам Антон Кожинов. Однако частным клиентам компания перестала продавать лодки с прицепами. «Материальные потери посчитать сложно, но репутационные, безусловно, есть», – отмечает топ-менеджер.

Галина Бояркова, «Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях