Авто Недвижимость Работа Признание & Влияние Доктор Питер Афиша Plus
18+
Проекты
JPG / PNG / GIF, до 15 Мб

Я принимаю все условия Пользовательского соглашения

09:17 12.11.2019

Особое мнение / Андрей Заостровцев

все авторы
30.04.2016 13:09

Сбился со счета пенсионных реформ

В какой уж раз приходится выслушивать очередные предложения по пенсионной реформе? Уже давно со счета сбился. На этот раз Минфин и Центробанк постарались. Условные либералы, которые, как принято говорить, противостоят социальному блоку правительства.

Предполагается, что реформа пройдет в течение двух лет (2019-2020 гг.). Наверное, всем понятно, почему после 2018-го? Вдогонку к совместному проекту реформы, Минфин в который уже раз предложил поэтапное повышение пенсионного возраста до 65 лет. Что для мужчин, что для женщин.

В чем проблема?

В том, что и нынешних пенсионеров прокормить – задача не из легких, а дальше, естественно, будет только хуже. За прошедшие 35 лет население страны (РФ) выросло на 5%, а пенсионеров – на 75%! Согласно прогнозу Росстата, в 2017 г. на 83,2 млн трудоспособных придется 36,7 млн пенсионеров, к 2030 г. это соотношение будет меньше чем 2 к 1: 79,2 против 40,8.

Сколько из трудоспособных работают не «в тени» (и, соответственно, не пополняют Пенсионный фонд РФ) и сколько являются пенсионерами-льготниками – мало кто знает точно. По разным оценкам, последние составляют от четверти до трети всех пенсионеров: силовики, врачи, учителя, балерины, с Крайнего Севера люди и прочее и прочее. На Гайдаровском форуме в январе прозвучала цифра 11 млн. Льготники становятся пенсионерами на 5-10 лет раньше. Но и без них пенсионный возраст в стране едва ли не самый низкий в мире.

В итоге имеем следующий расклад по финансам: бюджет Пенсионного фонда на 2016 год – 7,5 трлн руб., из них 3,2 трлн федеральный бюджет подбросит. Этот «подброс» (трансфер по-научному) составит 20% всех его расходов.

Пенсионная реформа 2002 года окончательно провалилась. Третье подряд изъятие взносов в накопительную систему поставило на ней крест. Всего за три года изъят примерно 1 трлн руб. Нередко официальные лица заявляют, что в этих средствах нуждаются нынешние пенсионеры. Но из последней порции изъятого примерно 40% направлено «пенсионеру» по имени ВЭБ. Однако в данном случае не столь важно, куда деньги пошли. Важно, что накопительная система де-факто существовать перестала. А она составляла суть реформы-2002.

Пора новую реформу делать. И вот на сцену этого бесконечного действа выходят Минфин и Центробанк. Что же они нам предлагают?

Все забыть и начать сначала

Это если коротко. Их проект состоит из двух частей. Первое: увеличим взносы в перераспределительную систему. Формально остаются те же 22% от зарплаты, но при этом никаких 6% в накопительную! Все идет в «общий котел» и делится между имеющимися пенсионерами. Причем взимаются эти 22% со всех зарплат без исключения (сейчас с сумм, превышающих 796 тыс. руб. в год, выплачивается только 10%). Таким образом, довольно значительно вырастают поступления в «общак». Это своего рода «взятка» от либерального блока социальному (Минтруду и др.).

Вторая часть реформы касается накопительной системы. Ее решено создавать заново. Она становится вроде как добровольной. Хочешь платить сверх обязательных 22%? Плати! Для новых работников накопительная система вводится «по умолчанию», причем взносы увеличиваются по какой-то странной шкале: первый год – 0%, второй год – 1% и так далее, вплоть до достижения ими 6%. В чем смысл этой постепенности – непонятно. Для отказа надо заявить о нем, что, естественно, снизит долю «отказников» среди тех, кто приступит к работе после введения реформы (предполагается провести ее в 2019-2020 гг.).

Можно закрепить любую долю отчислений в пределах этих 6%: хочешь платить 2% – пожалуйста, хочешь 6% – плати шесть. А если кто-то захочет платить больше 6%? Вроде тоже как можно, но только все, что внесено сверх них, гарантироваться государством (Агентством страхования вкладов) не будет.

Государство обещает некоторое содействие. Все, что вносится в пределах 6%, освобождается от налога на доходы физлиц (НДФЛ) и еще при этом несколько снижаются взносы в Пенсионный фонд (те самые 22%). Вот калькуляция при зарплате 100 тыс. руб. и взносе в 6%: на руки поступает 81,78 тыс. руб. (вместо 87 тыс. руб.), платеж НДФЛ – 12,22 тыс. руб. (вместо 13 тыс. руб.), и, соответственно, 6 тыс. руб. в накопительную систему. При этом перечисления в Пенсионный фонд (начисленные на 100 тыс.) 20,68 тыс. руб. (вместо 22 тыс. руб.). Таким образом, на 6 тыс. руб. взносов государство предоставляет вычет = 0,78 + 1,32 = 2,1 тыс. руб.

Эти 6 тыс. руб. (или сколько там человек решит) напрямую поступают в выбранный им негосударственный пенсионный фонд и все накопленное становится частной собственностью граждан. Пишут о том, что накопленное можно будет использовать и до наступления пенсионного возраста (за 5 лет до) при каких-то особых обстоятельствах. Это все подается как принципиальная инновация, но уровень доверия к таким заявлениям после трехлетней конфискации взносов в нынешнюю накопительную систему не столь высок, как об этом думают в Минфине и Центробанке.

Теперь самое главное. Как быть с теми, кто уже работает и платил взносы в накопительную. Тут они разделяются на два вида: те, кто «молчуны» (чьи накопления поступали ВЭБу), и те, кто «немолчуны» (чьи накопления поступали в один из негосударственных пенсионных фондов). С «молчунами» поступят просто: их средства в течение двух лет выведут из накопительной пенсионной системы и конвертируют в пресловутые пенсионные баллы страховой. Прочим предоставят выбор: либо также конвертировать накопленное в баллы, либо внести в новую накопительную. Здесь сплошной туман.

В первую очередь непонятно, как реально можно конвертировать долгосрочные инвестиции в баллы. Ведь накопления не лежат мертвым грузом в каком-то сундуке (здесь, кстати, нет разницы между ВЭбом и прочими пенсионными фондами), а вложены в такие инвестиционные инструменты, которые приносят отдачу в течение многих лет. И, кроме того, если вдруг представить, что «немолчавшие» начнут массово конвертировать накопления в баллы, то что тогда останется от нынешних пенсионных фондов? И куда тогда предусмотренные новой схемой взносы перечислять? В пустоту? Или срочно новые фонды появятся? С чистого листа жить начнем?

От частного – к общему

С тем, чтобы больше не ковыряться в деталях предложенной реформы (занятие не очень веселое и, главное, малопродуктивное), обратим внимание на суть проблемы. А она вот в чем. Сошлись три вещи: популизм, милитаризм и крах «энергетической империи». Популизм выражался в бесконечном откладывании повышения пенсионного возраста, наращивании льготных категорий пенсионеров (они лишь в небольшой степени наследие социализма) и экономически необоснованном (на фоне первых двух обстоятельств) повышении пенсий опережающих инфляцию темпами. Все это привело к дефициту Пенсионного фонда РФ, которого не было до 2004 года.

Милитаризм: военные расходы с 3,3% ВВП в 2008 году выросли до 5,4% ВВП в 2015 году. В 2012 году рост военных расходов составил 15,3%, тогда как ВВП вырос лишь на 3,4%. В следующем году рост ВВП сильно замедлился (плюс 1,3%), а военные расходы выросли на 4,7%. В 2014 году видим ожидаемый скачок военных расходов на 8,1%, тогда как рост ВВП практически остановился (плюс 0,6%). И, наконец, в 2015 году рост военных расходов на 7,5% на фоне падения ВВП на 3,7%. В качестве источника сведений о военных расходах России использована база данных Стокгольмского международного исследовательского института мира (SIPRI).

И, наконец, мы находимся в процессе прощания с нашим нефтегазовым счастьем. «Энергетической империи» не получилось. В 2013-14 гг. половину доходов федерального бюджета приносили два налога: налог на добычу полезных ископаемых и экспортные пошлины, размер которых привязан к уровню экспортных цен на российские углеводороды. При этом при цене нефти выше $20 за баррель казна забирает себе 57–60 центов от каждого доллара сверх этого уровня. Но это значит, что при снижении цены казна теряет те же самые 57–60 центов с каждого доллара.

Таким образом, пенсионная система оказалась в тисках растущих военных расходов и падающих доходов от экспорта углеводородов. С мировыми ценами на углеводороды ничего сделать нельзя, даже предсказать их более-менее правильно ни у кого не получается. С военными расходами очень даже можно (и нужно!), но как же тогда вместо империи энергетической утвердится просто империя?

Избавиться от популизма? До сих пор не получалось. Пока идут по лишь пути обрубания пенсий работающим пенсионерам. Минфин так вообще предлагает работающим пенсионерам их не выплачивать (то есть: либо работающий, либо пенсионер). Но тогда нужно решительно разом поднять пенсионный возраст лет этак до 70. Иначе на пенсию, не работая, не проживешь.

Впрочем, есть один персональный совет. Выучиться хорошо играть на виолончели. Говорят, аж два миллиарда долларов можно заработать. Вот только одна загвоздка: не всякий музыкант может такую виолончель раздобыть. Думаю, что в этом весь секрет.