Когда в России загорелся первый скаутский костер? Чем скауты отличались от будущих пионеров? И при чем тут Николай II и Надежда Крупская? Узнаем в очередном выпуске программы Константина Ранкса Nota Bene.
В самом конце апреля 1909 года в Павловском парке был зажжён первый скаутский костёр в России. Событие, которое сначала прошло почти незамеченным, вскоре стало стартом движения, с удовлетворением встреченного широкой публикой и с благосклонностью отмеченного на высочайшем уровне.
Скауты, надо сказать были всегда. Ведь английское слово «скаут» означает изначально полевого разведчика. Вот именно их не хватало полковнику британской армии Роберту Баден-Пауэллу, когда он в 1899 году вступил в командование крепостью Мафекинг в Южной Африке. Шла англо-бурская война, крепость была окружена войсками буров. И полковник на свой страх и риск организовал отряд полевых разведчиков из местных мальчишек. Полковник был поражен тем, как здорово они вели разведку, что и позволило продержаться его крепости 207 дней, до подхода основных сил.
Вернувшись в Британию и став генералом, Баден-Пауэлл стал пропагандировать идею подготовки юношей к военной службе с подросткового возраста. Он стал выступать со своей идеей, в 1907 году провел первый слет на острове Браунси, а в 1908 году выпустил и книгу – «Scouting for boys», которая стала своеобразной библией этого движения.
Идеи движения «юных разведчиков» высказывались и ранее, в том числе в России, но британский генерал имел за плечами не просто идею, а практический опыт. Поэтому именно военные стали организаторами этого движения. Тот самый первый скаутский костер в России запалил полковник Олег Иванович Пантюхов.
В 1910 году с оригиналом книги Баден-Пауэлла ознакомился государь Николай II, и скаутское движение получило высочайшую поддержку. Она чуть было и не убила его, так как административное рвение сделало из движения, полного игровых моментов, настоящую рутину. По счастью, процесс обюрокрачивания удалось остановить — точнее, отряды, создаваемые по инициативе «сверху», просто рассыпались. Постепенно стало ясно, что скаутинг гораздо шире, чем просто подготовка будущих солдат. В 1912 году впервые в России появился отряд из девочек. Скаутинг стал развивать помощь слабым, нуждающимся, людям, которые оказались в беде во время стихийных или военных действий. Эти навыки оказались чрезвычайно востребованными и в годы Первой мировой войны.
После русской революции 1917 года скаутские отряды стали делиться не только по национальному признаку, но и по социальному. По сути дела появились «белые» и «красные» скауты. В 1921 году Надежда Крупская — жена Ленина и сама активистка революционного движения – выступила с идеей создания новой организации – «скаутской по форме и коммунистической по содержанию». Идея получила поддержку, и так в 1922 году началась история всероссийского пионерского движения. Но это уже другая история...