Конституционный суд готов пойти на компромисс с Европейским судом по правам человека и разрешает Госдуме частично разблокировать участие в выборах для российских заключённых. Такое решение КС провозгласил в Петербурге несколько минут назад.
Поводом для дела, напомним, стала история россиян Сергея Анчугова и Владимира Гладкова. Они были осуждены за убийства в середине 1990-х. Находясь в местах лишения свободы, мужчины были лишены права голосовать – такую возможность для заключённых не даёт российская Конституция. Анчугов и Гладков написали жалобы в Страсбург и добились положительного решения. Позже российское Министерство юстиции попросило КС признать невозможным исполнение воли Европейской Фемиды.
Как можно понять из сегодняшнего решения, Конституционный суд пришёл к компромиссной трактовке. С одной стороны, судьи весьма жёстко раскритиковали ЕСПЧ за «эволюционное» толкование Европейской конвенции. В 1990-е годы, когда Россия присоединялась к этому документу, он не предполагал слишком либеральный подход к голосованию заключённых: эти смыслы конвенции придали сами страсбургские судьи, напоминают в КС. «Установленный Конституцией запрет не может быть изменён или отменён иначе как путём принятия новой Конституции», – подчёркивают служители Фемиды: это приведёт к «игнорированию намерений конституционного законодателя, одобренных многонациональным народом России».
Вместе с тем КС считает, что «федеральный законодатель вправе перевести отдельные режимы отбывания лишения свободы в альтернативные виды наказаний, не влекущие ограничения избирательных прав». В частности, судьи имеют в виду, что Госдума и правительство России могут разрешить голосовать людям, которые находятся в колониях-поселениях. Для этого законодатели могут наполнить новым смыслом соответствующие статьи Уголовного кодекса.
«Только диалог между различными правовыми системами является условием их равновесия», – указано в постановлении КС.
Добавим, что дело Анчугова и Гладкова – первое в истории нашей страны, где КС предложили пересмотреть волю ЕСПЧ. Возможность подавать такие запросы сами конституционалисты дали российским властям летом 2015 года. Конфликт полномочий между КС и Страсбургом длится с конца 2000-х, и дело Анчугова и Гладкова – не единственное, где позиции отечественных и европейских служителей Фемиды принципиально разошлись. Под вопрос в России также поставлено исполнение решения по делу ЮКОСа, бывшим акционерам которого ЕСПЧ велел присудить компенсацию в 1,86 миллиарда евро. Ранее Минюст сообщал, что российские ведомства уже «ведут работу», чтобы отослать запрос в КС по этому вопросу.