Роспотребнадзор разработал для СМИ рекомендации, как писать про самоубийства.
Проект рекомендаций для СМИ по особенностям освещения информации о случаях самоубийства размещен на сайте ведомства. Его создатели, говоря о необходимости таких рекомендаций, ссылаются на «эффект Вертера» – волну самоубийств, которая якобы начинается с публикаций СМИ на эту тему. Особенно остро этот эффект, названный в честь героя романа Гете «Страдания юного Вертера», проявляется, если СМИ размещают информацию о суицидах на первых полосах, с кричащими заголовками и фотографиями с места трагедии.
В связи с выявленной тенденцией Роспотребнадзор совместно со специалистами, как говорится в пояснительной записке, предлагает лексическую замену словам «суицидент», «самоубийца» и «совершивший самоубийство» на «умерший вследствие самоубийства». А вместо «успешно завершил акт», «не удалось завершить», «не удавшаяся попытка суицида (самоубийства)» писать «смерть в результате самоубийства» и «попытка самоубийства, не закончившаяся смертью».
Помимо этого ведомство также просит журналистов наряду с проблемами умершего человека сообщать о его успехах и победах, таким образом давая «сбалансированную картину жизни умершего». Роспотребнадзор считает, что подчеркивание того, что суицид является следствием комплекса психологических и социальных проблем, психических расстройств (чаще всего депрессии), злоупотребления алкоголем, наркотиками, многие из которых поддаются лечению, также скажется в лучшую сторону для потенциальных самоубийц.