Авто Недвижимость Работа Признание & Влияние Доктор Питер Афиша Plus
18+
Проекты
JPG / PNG / GIF, до 15 Мб

Я принимаю все условия Пользовательского соглашения

06:02 22.11.2019

Что ждет Роскосмос после успехов Илона Маска

Достижения американской космической компании SpaceX с приземлением частей ракет-носителей выглядят прорывом и трактуются обывателями как победа над российскими конкурентами. Эксперты «Фонтанки» считают, что у Роскосмоса есть шанс остаться среди лидеров, и называют причины, по которым в России не может быть своей собственной SpaceX.

Что ждет Роскосмос после успехов Илона Маска

Космический «лоукост»

Благополучное возвращение из космоса и посадка 9 апреля на морскую платформу первой ступени ракеты-носителя Falcon 9 стали продолжением успехов SpaceX. Учитывая декабрьский прорыв, когда ступень ракеты-носителя впервые приземлилась на космодром, основатель частной космической компании SpaceX Илон Маск получил еще один аргумент в пользу использования многоразовых носителей. Если череда его успехов продолжится и Маску удастся довести программу до этапа регулярных запусков, то это приведет к серьезному перераспределению на мировом рынке доставки грузов в космос.

Традиционно одним из самых дешевых способов отправки чего-либо на орбиту были советские ракеты. Специалист по выведению полезной нагрузки в космос Игорь Афанасьев вспоминает, что в конце 1990-х доставшиеся России советские ракеты рассматривались как легкий источник зарабатывания денег для космической отрасли.

«В конце 1990-х нас посадили не только на «нефтяную иглу», нас посадили на «иглу космического извоза».Нам казалось, это очень классно: мы используем советские ракеты, а «дураки-капиталисты» платят нам за это деньги. Но все оказалось не так просто: «капиталисты» не проектировали своих ракет, что дорого и невыгодно, но вовсю совершенствовали технологии создания спутников и межпланетных аппаратов. Кроме того, у нас в России с середины 1990-х годов стали расти зарплаты в долларовом эквиваленте, а вместе с ними и все остальные расходы. В конце концов выросла стоимость запусков. К началу 2010-х затраты на них стали расти быстрее, чем доходы. Тут-то и появился Маск, который всю эту тенденцию поломал», – рассказал «Фонтанке» Игорь Афанасьев.


Сотрудник российской частной космической компании Dauria Aerospace Виталий Егоров в эфире «Фонтанки.Офис» напомнил, что появление SpaceX стало результатом масштабной государственной программы.

«В США появилось несколько частных компаний, которые получили крупные госзаказы. Их, скажем так, очень долго выращивали. В середине 2000-х была серьезная госпрограмма, был конкурс, были поставлены определенные цели и выделены средства. Не все компании справились. Одной из них дали 200 млн долларов, но компания не смогла сделать то, что от нее просили. Деньги пришлось вернуть. А Маск смог», – рассказал Виталий Егоров.

Обсуждение посадки, произведенной SpaceX, в эфире "Фонтанки.Офис" с Виталием Егорвым и другими экспертами можно увидеть здесь. 

Орбитальная гонка

Все дело в подходе и целях, которые поставил основатель SpaceX Илон Маск, считает научный журналист Михаил Котов: «В SpaceX изначально нацелились на сектор коммерческих космических перевозок и сделали то, что нужно было, – максимально их удешевили. Они подходят к космосу как к бизнесу. Никто не озвучивал цену запуска Falcon 9 публично. Однако каждый раз проводятся тендеры, где каждый делает свои предложения. Раз Илон Маск часто их выигрывает, значит его предложение намного дешевле, чем от Роскосмоса».

Впрочем, многоразовые ракеты с возвращающимися ступенями Falcon 9 – не самая главная проблема для российского космического бизнеса, которая виднеется на горизонте. Ведь Falcon 9 – это ракета-носитель с массой полезной нагрузки всего лишь чуть больше тонны. По словам Михаила Котова, ее можно сравнить с европейской ракетой-носителем Vega. Для тяжелых отечественных «Протонов», которые могут выводить на низкую околоземную орбиту до 23 тонн, они не конкуренты.

Однако Илон Маск уже заявил о готовящихся в этом году запусках FalconHeavy, которая сможет нести на себе до 40 тонн груза. А это уже игра на опережение с российским проектом ракеты-носителя «Ангара». По данным Роскосмоса, она сможет выводить на орбиту до 38 тонн груза. И хотя первый запуск, согласно Федеральной космической программе, запланирован с космодрома Плесецк уже в этом году, ее регулярные запуски будут выполняться не раньше 2025 года.


На специализированных форумах можно встретить заявления, что в случае успеха FalconHeavy оставит далеко позади всех конкурентов и переведет Роскосмос в разряд космических аутсайдеров. Впрочем, Игорь Афанасьев уверен, что Россия не проиграет в этой гонке лишь потому, что не будет в ней участвовать.

«Отечественная космонавтика не ставит задачей быть конкурентоспособной с FalconHeavy, у нее несколько другие планы. Основная цель нашей космонавтики – это создание и поддержание отечественной народно-хозяйственной, военной и научной группировки спутников, обеспечивающих решение соответствующих задач в интересах государства и народа. Все остальное – от лукавого. «Космический извоз» – это только одна часть работы, которую видят наши СМИ, и которую показывают как единственную», – рассказал Игорь Афанасьев.

Деньги из космоса

По данным Михаила Котова, весь мировой космический рынок оценивается в 200-300 млрд долларов. Запуски составляют лишь 4-5% от всей суммы денег, которые можно заработать на космосе. Гораздо больше доходов приносит передача спутниковых данных, их продажа, аренда спутников и размещение наземного оборудования. При этом Роскосмос, в отличие от частных компаний, является госкорпорацией, и у него нет особых проблем с получением финансирования, а значит и необходимости в борьбе с частными компаниями за каждый тендер на запуск. «Он сосредоточился на своем и не очень реагирует на вызовы», – резюмирует Михаил Котов.

Такое поведение было характерно для отечественной космонавтики во времена СССР, когда научные достижения являлись главным критерием успеха. В 1990-х, чтобы спасти отрасль, во главу угла поставили коммерческую составляющую и получение быстрой прибыли. В 2016 году нельзя бросаться из крайности в крайность, а нужно искать «золотую середину», рассуждает Игорь Афанасьев.

«Успех Илона Маска приведет к полной дестабилизации всего рынка запусков и прежде всего ударит по европейской Ariane space. Также он сломает, это уже происходит, бизнес Boeing и Lockheed Martin по запуску военных спутников для минобороны США. Основные доходы Маска – это работы по доставке грузов на МКС. Их можно оценить в миллиарды долларов, а в ближайшем будущем, когда начнут летать его пилотируемые корабли, в десятки миллиардов долларов. Сейчас Россия является лидером по запускам и рискует потерять первую позицию. Впрочем, наши коммерческие пуски – это «вишенка на торте». Давайте посчитаем. Итоговая сумма расходов Роскосмоса на предыдущую Федеральную программу с 2006 по 2015 год составила 700 млрд рублей. Из них в 2015 году 70 млрд рублей –  это 1 – 1,16 млрд долларов. Из 26 пусков, проведенных в России в 2015 году, коммерческих меньше десяти. Стоимость каждого пуска является коммерческой тайной, но можно предположить, что она составляет примерно 40-50 млн долларов. То есть за счет выполнения коммерческих запусков в отрасль могли попасть 400 – 500 млн долларов. Это конечно хорошие деньги, не спорю, но они не определяют положение отрасли коренным образом. Впрочем, так было в «тучные» годы, сейчас немного иначе. Бюджет Роскосмоса на 2015 – 2025 годы составляет 1,406 трлн рублей, или 21 млрд долларов по нынешнему курсу. То есть, если грубо посчитать, то примерно 2,1 млрд долларов в год. Видимо, придется затянуть пояса. Теперь получается так, что на коммерцию надо смотреть с точки зрения эффективности: если это не приносит большую «дельту», то этим лучше не заниматься», – подытоживает Игорь Афанасьев.

SpaceX по-российски

Возможно, что с изменением подхода к коммерческим контрактам на космос в России сможет появиться аналог SpaceX. Виталий Егоров, однако, считает, что этого не произойдет, поскольку экономическая модель развития отечественной космонавтики наличие частных компаний не предусматривает.

Он пояснил, что в США государственное участие в космосе ограничивается только агентством NASA, которое раздает заказы частным компаниям. Даже космический челнок Space Shuttle делали не государственные подрядчики. Безусловно, они являются крупными игроками, но не принадлежат государству и существуют за счет госзаказов.

«В России же у государства есть свои собственные производственные мощности, способные выполнять практически любые задачи в космосе на мировом уровне развития космонавтики. Поэтому у Роскосмоса задача сохранить то, что есть, и загрузить имеющиеся мощности. В этот контекст российская частная космонавтика совсем никак не укладывается. И если кто-то решает создать российскую частную космическую компанию, то он должен исходить именно из этого и ориентировать свой бизнес на международный рынок. Dauria Aerospace не потому российская, что производит и продает для России, а потому, что находится в России. А заказы ищет по всему миру. Без попыток сместить Роскосмос или заменить его. Поэтому здесь другие условия и другая стратегия», – рассказал Виталий Егоров.

Андрей Меньшенин, "Фонтанка.ру"

Читайте также
Яндекс.Рекомендации

Жильё в Санкт-Петербурге

    Работа в Санкт-Петербурге

      Наши партнёры

      СМИ2

      Lentainform

      Загрузка...

      24СМИ. Агрегатор