По одной из версий, именно 31 марта 1717 года Петр I принял решение об учреждении особой структуры для борьбы с государственными преступлениями, так называемую Тайную канцелярию. По сути дела, это была реорганизация и ребрендинг уже известной службы, которая вошла в историю как Приказ тайных дел, который был создан еще в 1654 году царем Алексеем Михайловичем, отцом Петра I.
Спектр деяний, относящихся к разряду государственных преступлений, был весьма широк и периодически корректировался. Например, при царе Алексее Михайловиче это были и дела, связанные с бунтами против власти, но также и изготовление фальшивых монет и подделка документов.
Тайная канцелярия петровского созыва проработала до 1727 года, потом была распущена, а 1731 году вновь восстановлена как Канцелярия тайных и розыскных дел, чтобы формально быть упразднённой при недолгом правлении императора Петра III в 1762 году и реинкарнированной Екатериной Великой уже в виде Тайной экспедиции.
При Александре I, который официально запретил применение пыток при допросах, произошло превращение этой в известной мере авторитарной службы в бюрократическую структуру, действующую в рамках установленных правил и уложений.
Тайная канцелярия по виду своей деятельности была схожа с аналогичными структурами в Европе. Как и в Европе, эта структура сталкивалась с проблемой оговоров — доносы просто душили ее способность вести квалифицированное расследование. Люди под пытками сознавались во всех смертных грехах, в результате – истинные проблемы просто исчезали из внимания дознавателей. Реальные преступления терялись в тени выдуманных. Но, к сожалению, эта истина уже в ХХ веке вновь была утеряна.
Сегодня, проходя по Садовой улице мимо дома номер 12, на углу с Итальянской, известного как «дом с четырьмя колоннадами», вы проходите мимо места, где без малого три сотни лет назад размещалось это учреждение. Старого здания нет, но вот методы, к сожалению, сохранились.