Авто Недвижимость Работа Признание & Влияние Доктор Питер Афиша Plus
18+
Проекты
JPG / PNG / GIF, до 15 Мб

Я принимаю все условия Пользовательского соглашения

06:13 14.11.2019

Авиабилеты в Пулково приготовились к взлету

В Пулково не вырастут аэропортовые сборы, как в Москве, но авиабилеты из Петербурга все равно подорожают. Среди причин — московский рост тарифов, сезонный рост спроса и убыточность авиакомпаний.

Авиабилеты в Пулково приготовились к взлету

Александр Тарасенков/Интерпресс

Рост аэропортовых сборов в Шереметьево и Домодедово отразится и на стоимости билетов аэропорта Пулково. Для авиакомпаний, летающих из Петербурга в Москву и в другие города через столицу, рост сборов московских аэропортов — отличный повод для повышения цен и хорошее объяснение для ФАС. Причем вырастут они значительно сильнее, чем повышаются сборы, так как авиакомпании утверждают, что работают на грани разорения.

Федеральная антимонопольная служба в феврале 2016 года отказалась от регулирования аэропортовых сборов, которые уплачивают авиакомпании, в московских аэропортах Домодедово и Шереметьево. Вслед за этим Домодедово в марте поднял сбор за взлет-посадку на 15%, за авиационную безопасность — на 26%, в ближайшее время поднимет тариф за пользование аэровокзальным комплексом на 27% для международных линий и на 43% для внутренних. Шереметьево в апреле увеличит сбор за взлет-посадку на 12%, за авиабезопасность — на 3%, за аэровокзал — на 9%.

Рост тарифов в московских аэропортах неизбежно затронет жителей Петербурга, которые летают из Пулково в Москву или в другие города с пересадкой в столице. О планах повысить стоимость билетов на рейсы, проходящие через Москву, уже объявила авиакомпания S7 («Сибирь»), которая хочет пожаловаться в ФАС. О возможном удорожании билетов заявляли собеседники федеральных изданий, близкие к «Аэрофлоту».

Как сообщил «Фонтанке» собеседник в авиасреде, перевозчики лукавят, когда обещают повысить цены на билеты из-за роста аэропортовых сборов. Дело в том, что в составе ценообразования билета эти сборы занимают ничтожную долю, поэтому даже если предположить ее 100-процентный рост, билет подорожает лишь на несколько десятков рублей. В аэропорту Домодедово, например, пояснили «Фонтанке», что рост сборов за взлет-посадку, авиабезопасность и пользование аэровокзалом составит около 50 рублей в расчете на одного пассажира.


До сих пор источником сдерживания сборов для российских авиакомпаний в Домодедово служили высокие тарифы для авиакомпаний, номинированные в долларах США, которые значительно превышают сборы для отечественных перевозчиков. «Однако в 2015 году пассажиропоток иностранных авиакомпаний снизился на 17%. [Поэтому] причинами повышения сборов являются инфляция (в последний раз сборы за пользование аэровокзалом повышались в 2010 году)... а также необходимость финансирования инвестиционной программы аэропорта», — отметили в Домодедово.

В аэропорту Пулково тоже падает международный трафик. За январь – февраль он снизился на 33,8%, до 419 994 человек, в сравнении с первыми двумя месяцами прошлого года. Внутренний пассажиропоток, наоборот, вырос, но только на 9,8%, до 1 066 601 пассажира. Рост спроса на перевозки внутри России также говорит в пользу возможного роста цен.

Ничтожность доли сборов в ценообразовании билетов не означает, что авиакомпании не вздернут цены, продолжает собеседник в авиасреде. Дело в том, что большинство крупных авиакомпаний работают на грани убыточности и практически ничего не зарабатывают. Об этом, кстати, летом 2015 года заявлял гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев. Крупнейший российский перевозчик в 2015 году получил убыток 18,9 млрд рублей, «Ютейр» в январе – сентябре прошлого года — 2,5 млрд, осенью закрылась компания «Трансаэро».

Единственная компания, которая не укладывается в общий тренд, это лоукостер «Победа», который при запланированном убытке 1,5 млрд за год заработал 37 млн рублей. 

Специалисты объяснили «Фонтанке» этот парадокс. Во-первых, «Победа» не такой уж лоукостер. Как можно увидеть на сайте компании, дешевые рейсы стоимостью 2-3 тыс. рублей дорожают в два раза за несколько дней до вылета. Был даже случай, когда билет из Москвы в Махачкалу стоимостью около 2 тыс. вырос чуть ли не до 16-19 тыс. рублей, говорит собеседник. Во-вторых, пассажиры, купившие дешевые билеты, «разорялись» по прибытии в аэропорт, где оказывалось, что некоторые предметы можно взять в ручную кладь только за 1000-2000 рублей. В-третьих, у «Победы» нет ни одного кредита, в отличие от всех остальных авиакомпаний.

«Большинство авиакомпаний, ссылаясь на рост сборов в московских аэропортах, повысят цены на билеты значительно больше, чем вырастут сами сборы», — предполагает собеседник.

Основные расходы авиакомпаний «Фонтанке» помог представить глава агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. По его словам, выручка с каждого рейса уходит в счет уплаты следующих основных статей:
    ?    20-25% — топливо;
    ?    20% — лизинговые платежи или начисление амортизации (если самолет в собственности);
    ?    10% — фонд оплаты труда и поддержание летной годности самолета;
    ?    14-15% — аэропортовые сборы, в числе которых две трети — нерегулируемые;
    ?    4-5% — метеообеспечение, аэронавигационные услуги;
    ?    25-30 — прочие расходы и прибыль.


По словам Пантелеева, искать сборы в структуре стоимости билета бессмысленно, так как ценообразование услуг перевозчиков слишком мало зависит от размера аэропортовых сборов. Его основной принцип заключается в том, чтобы подстраиваться под спрос, поэтому в низкий сезон (с сентября по середину декабря и со второй половины января по апрель) цены всегда низкие, а в высокий (с мая по август) — высокие. «В ценах летнего сезона авиакомпании пытаются отыграть убытки, возникшие в зимний период», — пояснил он.

Отметим, что в январе авиакомпании России снизили цены на внутренние рейсы даже больше, чем того требовали правила сезонности. По данным агентства Biletix и сервиса Onetwotrip, цены упали на 24-30% в сравнении с январем 2015 года. На некоторые направления цены упали в три раза. Это опять же говорит в пользу того, что цены скоро снова начнут расти.

Как отмечает Олег Пантелеев, рост аэропортовых сборов станет для авиакомпаний объяснением роста цен на билеты для ФАС, которая постоянно предъявляет им претензии по этому поводу. «Без повышения цен на билеты банкротства станут массовыми. Поэтому нужно либо смириться с тем, что авиакомпании будут уходить с рынка, либо дать им возможность повысить тарифы. Либо нужно сократить их издержки, например введением нулевого НДС», — рассуждает Пантелеев. Несмотря ни на что, билеты подорожают, по его прогнозу, в среднем на 5-7% в 2016 году.

Что касается аэропортовых сборов Пулково, они увеличиваются каждый год в соответствии с приказом Федеральной службы по тарифам от 2013 года и будут увеличиваться так, как закреплено в приказе, вплоть до 2018 года. Например, сбор за взлет-посадку на внутренних линиях с тех пор вырос с 316 до 346 рублей за тонну максимальной взлетной массы, за безопасность — с 289 до 316 рублей, за аэровокзальный комплекс — с 59 до 88 рублей за одного пассажира, за обслуживание пассажиров — с 210 до 271 рубля. Эти тарифы в 2016 году меняться не будут, но снова вырастут в 2017 году.

Однако указанные четыре сбора в Пулково — единственные, которые регулируются государством. Остальные оператор аэропорта — «Воздушные ворота Северной столицы» может менять произвольно. Они занимают около 60-65% в составе всех аэропортовых сборов. Среди них — тарифы на очистку воздушных судов, мойку, противообледенительную обработку, аэронавигационные услуги, сопровождение и транспортировку экипажа, хранение багажа, сборы за посадку и высадку пассажиров (в том числе посредством телескопического трапа) и многое другое. Рост стоимости этих услуг оценить не представляется возможным, поскольку старых тарифов на сайте Пулково нет.

Александр Аликин, «Фонтанка.ру» 

Читайте также
Яндекс.Рекомендации

Жильё в Санкт-Петербурге

    Работа в Санкт-Петербурге

      Наши партнёры

      СМИ2

      Lentainform

      Загрузка...

      24СМИ. Агрегатор