Суды должны смягчать наказание, если об этом в ходе прений попросил прокурор. Такое решение сегодня опубликовал Конституционный суд России. Поводом для дела стал конфликт, где служители Фемиды оказались более жесткими и ретивыми, чем гособвинитель.
Спор разгорелся в 2015 году в Лебяжьевском районе Курганской области – из-за преступления: гражданин С. украл имущество на сумму 1724 рубля. Прокурор сначала оценил это деяние по пункту «б» части 2 статьи 158 Уголовного кодекса ("Кража, совершенная с незаконным проникновением в помещение"). Однако во время заседания сотрудник надзорного ведомства смягчился и предложил квалифицировать деяние С. по части 1 статьи 158 УК ("Кража без отягчающих обстоятельств").
– Обосновывая свою позицию, государственный обвинитель указал, что отсутствует признак незаконного проникновения в помещение, поскольку дом, где совершено хищение, был непригоден для проживания, без освещения и части остекления, – пересказывает Конституционный суд.
Служители Фемиды Лебяжьевского района к гуманистическим настроениям прокурора не прислушались. С. осудили по изначальному составу. Надзорное ведомство обжаловало приговор в областной суд, который, в свою очередь, обратился за разъяснениями в Конституционный. Юристы просили растолковать статью 246 Уголовно-процессуального кодекса – "Участие обвинителя" в судебном разбирательстве.
Сегодня стало известно, что КС пришёл к выводу: служители Фемиды обязательно должны прислушиваться к прокурору. "Суд, рассматривая уголовные дела, осуществляет исключительно функцию отправления правосудия и не должен подменять органы и лиц, формирующих и обосновывающих обвинение, – напомнил КС. – Полный или частичный отказ государственного обвинителя от обвинения в ходе судебного разбирательства либо изменение им обвинения в сторону смягчения предопределяют принятие судом соответствующего решения".
Впрочем, КС добавил, что такие правила работают, только если прокурор мотивировал свою позицию ссылкой на соответствующие законы.
Теперь УПК может применяться только в трактовке, данной Конституционным судом.