15 февраля. В Древнем Риме, а как известно, вся наша цивилизация вышла из Древнего Рима как из пеленок, в этот день завершался праздник Луперкалий, проводимых в честь бога Фавна, покровителя домашнего скота (кстати, имен у него было много, и Луперк — одно из них).
История этого празднования весьма примечательна и нравоучительна. Праздник был веселым и, прямо скажем, не очень-то и целомудренным.Подробностей подавать не буду из скромности, но замечу, что в ходе этого праздника луперки, то есть жрецы Луперка, приносили в жертву молодых коз и собак, затем трапезничали, а потом разрезали шкуры жертвенных козлов, и затем, раздевшись догола, с полосами из этих шкур носились по городу, стегая ими всех встречных — поперечных.
Говорят, что не все уклонялись от ударов — женщины наоборот, подставляли филейные части, так как верили, что удар луперка помогает легкому течению беременности. Кроме этого были и другие радости, настолько явные, что когда христиане взяли в Риме реальную власть, то вскоре запретили именно эти самые Луперкалии... Однако запретить легко, а изжить трудно. Папа Геласий Первый, который в 494 году их запретил, по сути, не смог изменить старых традиций.
Проблема в том, что религия в ее высоком смысле, я бы сказал haute religion — по аналогии с «высокой модой» – требует больших знаний и определенной дисциплины мышления, в отличии от суеверий. На практике это означает, что верить в черную кошку или благотворность шлепков козлиной шкурой по ягодицам гораздо проще, чем разбираться в догматах веры и отдавать себя целиком божьей воле.
Поэтому февральские луперкалеобразные празднования продолжали существовать — в бытовой форме. Спустя почти 900 лет в английской и французской романтической литературе появилось описание празднования Дня святого Валентина, которое приходилось на эти дни.
С годами росло число легенд, зачастую противоречивых, которые рассказывали об истории покровителя влюбленных. В 19-ом веке этот праздник стал приобретать и коммерческий привкус, который мы ощущаем и сегодня. Но в принципе — в прославлении романтической любви нет ничего плохого. Даже если это делается не в последнюю очередь ради получения прибыли — это тот самый случай когда благая цель освящает приземленные средства.