Совет Федерации одобрил федеральный конституционный закон, позволяющий оспорить в суде любые акты федеральных органов госвласти, содержащие разъяснения законодательства, которые зачастую входят в противоречие с действующим законодательством. В первую очередь речь идет о всевозможных инструкциях, письмах из госорганов, а также Центробанка, Пенсионного фонда, Фонда социального страхования и Федерального фонда обязательного медицинского страхования. В Федеральной палате адвокатов России (ФПА) документ назвали мини-революцией в борьбе с неконтролируемым квазизаконодательством, которым зачастую страдают госорганы.
Документом устанавливаются полномочия Суда по интеллектуальным правам рассматривать в качестве суда первой инстанции дела об оспаривании актов федеральных органов исполнительной власти в сфере интеллектуального права (например, патенты и ноу-хау), в которых содержатся разъяснения законодательства. Кроме того, согласно закону, Верховный суд теперь в качестве суда первой инстанции вправе рассматривать административные дела об оспаривании актов федеральных органов власти и иных госорганов (например, ЦБ или Пенсионного фонда РФ), содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами.
Также сенаторы одобрили закон, который устанавливает порядок такого судебного рассмотрения, и закон о введении госпошлины при подаче соответствующего искового заявления.
В Федеральной палате адвокатов России (ФПА) поддержали данные законодательные инициативы и дали на них положительное заключение и рассматривают этот пакет законодательных актов как мини-революцию в борьбе с квазизаконодательством, которым зачастую страдают госорганы РФ.
«Я имею в виду, конечно же, всевозможные письма, разнообразные инструкции, которые порождают правовые последствия для лиц, на которых они произвольно распространяются», – объяснил статс-секретарь и заместитель президента палаты Константин Добрынин.
По словам представителя ФПА, абсурдность ситуации заключается в том, что подобные «правовые акты» зачастую «прямо противоречат действующему законодательству, а адекватной процедуры их оспаривания и действенного механизма восстановления нарушенных прав до сих пор нет». Он отметил, что подобная практика в итоге «порождает правовую неопределённость, злоупотребление правом и коррупцию».
«Мы, как Федеральная палата адвокатов, приветствуем действия государства, направленные на создание ещё одного механизма защиты прав. Это требовалось сделать уже ещё вчера», – заключил Добрынин.