Две трети россиян перешли на тотальную экономию.
Об этом сообщает RNS со ссылкой на социсследование Сбербанка. Выведенный банком «Потребительский индекс Иванова», отражающий потребительскую уверенность россиян, в IV квартале 2015 года не изменился по сравнению с предыдущим кварталом и остался на отметке минус 24%, сообщает Сбербанк.
По-прежнему более трети российских респондентов (36%) опасаются быть уволенными, этот показатель близок к историческому максимуму, пишут аналитики банка.
«Впрочем, ожидания в части личного благосостояния ухудшились — соответствующий индекс приблизился к минимуму, наблюдавшемуся в IV квартале 2014 года. Вероятно, это обусловлено по-прежнему высокой инфляцией и усилившимися опасениями насчет безработицы.
Более двух третей опрошенных — 78% Ивановых — в 2015 году так и не дождались повышения зарплаты. Впрочем, 34% заявили, что так и было запланировано. В 2016 году индексации не ожидают 58% опрошенных, а оставшиеся 42% рассчитывают на повышение зарплаты в среднем на 6,7%.
Индекс, оценивающий условия для совершения крупных приобретений, остался на минимальной отметке минус 34%, что неудивительно на фоне дальнейшего ослабления рубля и ухудшения перспектив в части расходов на предметы не первой необходимости.
Доля Ивановых, не имеющих сбережений, сократилась с 39% в III квартале 2015 года до 36%, а доля месячного заработка, отложенная в качестве сбережений, впервые в 2015 году выросла — до 8,3% против 7,3% в предыдущем квартале. При этом доля расходов на продукты питания в бюджете Ивановых снизилась с 38 до 37%.
«Это позволяет предположить, что Ивановы в большинстве своем адаптировались к новой макроэкономической ситуации и соответственно скорректировали свои расходы: возможно, качество потребительской корзины по-прежнему низкое, но им по-прежнему удается делать сбережения», — считают в Сбербанке.
Доля Ивановых, перешедших на потребление менее дорогих товаров, продолжила расти, хотя и медленнее, чем в III квартале 2015 года, и составила 70% (69% — по итогам предыдущего обзора). Респонденты по-прежнему пристально следят за специальными предложениями. По-прежнему растет и доля покупателей, посещающих магазины лишь для покупки товаров со скидками.
«Потребительский индекс Иванова» введен аналитическим отделом Сбербанка. Условный Иванов в обзоре является типичным представителем российского среднего класса.