---
Авто Недвижимость Работа Признание & Влияние Доктор Питер Афиша Plus
18+
Проекты
JPG / PNG / GIF, до 15 Мб

Я принимаю все условия Пользовательского соглашения

12:12 14.10.2019

Еда уходит в Интернет

Крупнейшие производители потребительских товаров решили торговать в Петербурге напрямую через Интернет, минуя сети. Снижать цены не будут, но при этом рассчитывают на взаимность покупателя.

Еда уходит в Интернет

elnur/PressFoto

Производители продуктов питания Unilever, Coca Cola и Danone в следующем году запустят собственные интернет-магазины. Однако купить напрямую у завода дешевле, чем в обычных магазинах, не удастся — отсутствие розничной наценки компенсирует стоимость доставки.

Как следует из данных сайта Linked In, в августе компания Unilever (бренды продуктов Lipton, «Балтимор», «Беседа», Knorr, Calve, а также бытовой химии Domestos, Dove, Timotei Sunsilk) пригласила на должность менеджера по развитию интернет-торговли Максима Рогача, до этого руководившего направлением онлайн-торговли в подразделении компании Philips TP Vision.

Пока проект находится в пилотной стадии. «Мы оцениваем экономическую эффективность и ищем оптимальную бизнес-модель», – прокомментировали в пресс-службе.

Пример Unilever вряд ли будет единственным. Команду для развития интернет-направления также активно ищут производитель безалкогольных напитков Coca Cola и молочный концерн Danone, говорит Мстислав Воскресенский, управляющий партнер компании «Директ-фуд», специализирующейся на консалтинге в сфере онлайн-ретейла. По его словам, все три проекта будут запущены уже в следующем году. Кроме того, в августе директора по e-commerce нанял и Mars, но, по данным «Директ-фуд», компания решила пока сосредоточиться на продажах кормов для животных (Pedigree, Wiskas).


В Unilever также планируют начать с категории бытовой химии, так как сейчас это направление больше пользуется спросом в сети, но не исключают, что со временем будут продавать и продукты питания. В Coca Cola и Danone на момент публикации комментарий не предоставили.

Антикризисная мера

Производители продуктов питания не в первый раз пытаются занять поляну ретейлеров. В Северо-Западном регионе самую большую сеть собственной розницы имеет «Великолукский мясокомбинат» – около 200 торговых точек в Петербурге и Ленобласти. Причем, если раньше в его магазинах продавалась только мясная продукция, то затем появились и молочные категории, рыба, хлеб. Свою сеть имеют производители молочных продуктов «Лосево» и «Семейный капитал». Недавно открывать рыбные отделы в торговых центрах начал рыбный комбинат «Азимут».

По словам руководителя компании Дмитрия Сафонова, в условиях снижения покупательной способности собственная розница дает производителю дополнительный канал сбыта. Кроме того, это возможность представить полную линейку, тогда как сети сокращают глубину ассортимента, оставляя самые ходовые позиции.

Однако, если открытие физических магазинов требует значительных инвестиций, а также постоянных расходов на аренду и персонал, то создание онлайн-витрины на базе сайта обойдется всего в 5-6 млн рублей, говорит Мстислав Воскресенский. В первое время при небольших объемах можно даже не инвестировать в логистику и воспользоваться услугами служб доставки.

Пока торговля продуктами питания через Интернет в России развита довольно слабо. По оценке «Директ-фуд», пока в онлайне реализуется только 0,01% всего продовольствия. Для сравнения, в Англии – 10%.

Причина такого отставания в неоднозначной трактовке законодательных норм, считает Александр Иванов, глава Национальной ассоциации дистанционной торговли. Постановления правительства №612 и №55 запрещают реализацию продуктов питания дистанционным способом, то есть без личного контакта покупателя и продавца. «Но если дать курьеру мобильный кассовый аппарат, он уже будет считаться продавцом», – говорит он.


Кроме того, в августе этого года Минпромторг сообщил, что намерен снять существующие запреты. Именно это могло подтолкнуть к активным действиям крупных международных игроков, которые до того предпочитали не рисковать.

Будет ли дешевле?

Предполагается , что спрос собственным интернет-магазинам брендов будут обеспечивать два фактора. «В условиях, когда сети сокращают глубину ассортимента, некоторые позиции в обычном магазине бывает сложно найти, тогда как у самого производителя представлена полная линейка. Кроме того, в сознании потребителя есть стереотип, что раз товар идет напрямую с завода, то он точно более свежий», – говорит Мстислав Воскресенский.

Но не стоит ожидать того, что цены в интернет-магазине производителя будут значительно ниже, чем в сетях. Во-первых, розничную наценку намерены компенсировать расходами на доставку. Во-вторых, демпинг может испортить отношения бренда с ретейлерами, которые продолжат оставаться основным каналом сбыта.

Выгоднее всего будет приобретать у производителя большие партии. А вот одна баночка колы или йогурта, с учетом доставки, скорее всего, окажется золотой. «Не исключено, что будут введены и лимиты на сумму покупки», – считает Мстислав Воскресенский.

В Unilever сообщили, что постараются минимизировать разницу между покупкой в офлайне и онлайне, однако более детально вопрос ценовой политики не прокомментировали.

Региональные российские производители, которые уже начали работать через Интернет, придерживаются иного подхода, нежели международные бренды. Например, самарский Стара-Загорский комбинат продает мясную продукцию в своем онлайн-магазине «Козелки» примерно на 20% дешевле, чем она стоит в сетях. «Мы работаем с ретейлерами не напрямую, а через дистрибьютора, поэтому Интернет позволяет пропустить сразу два звена цепочки поставок», – отмечает ведущий менеджер интернет-магазина Кристина Семенова. Доставка бесплатная при заказе от 700 рублей. «Но у нас обычно средний чек больше. Чтобы сэкономить, люди объединяются и делают групповой заказ», – пояснила топ-менеджер. Онлайн-канал работает уже три года, сейчас на него приходится 25% всех продаж.

Держит цены в своем интернет-магазине ниже и московский комбинат «Окраина». Совершать покупки в онлайне производитель дополнительно стимулирует персональными скидками для постоянных покупателей и розыгрышами призов. Чтобы обеспечить доставку в день заказа, производитель нанял собственных курьеров. В первый месяц работы виртуального канала его оборот превысил 1 млн рублей.

Производители vs. ретейлеры

В прошлом году объем продаж продуктов питания в Северной столице составил 40,7 млрд рублей. Таким образом, если доля интернет-канала вырастет до европейских показателей, его потенциальный объем может составить порядка 4 млрд рублей.

Однако производителям кусок этого пирога придется делить с самими сетями. Сервис доставки продуктов уже есть у Metro Cash&Carry, работающего с мелкооптовыми покупателями, а также премиальной сети «Лэнд». По словам ее генерального директора Дмитрия Чтецова, сейчас на этот канал приходится 5-7% покупок.

«О'кей» тестирует онлайн-продажи продуктов питания в двух административных округах Москвы. «Ашан» продает в Интернете детское питание и непродовольственные товары. «Лента» и X5 Retail Group («Пятерочка», «Перекресток», «Карусель») также задумываются о развитии направления e-grocery.

Причем у сети, которая сможет везти товар напрямую из магазина, будет преимущество в скорости доставки, а также в более широком выборе.

Кроме того, у производителя, особенного небольшого, неизбежно возникнут проблемы с привлечением клиентов. «Запустить интернет-магазин не сложно и не так затратно, а вот раскрутить может быть в десять раз дороже. Но если не вкладываться в продвижение, то о нем никто и не узнает», – рассказывает директор петербургского завода «Каскад». По его словам, предприятие закрыло свою онлайн-витрину спустя два месяца после запуска. «Дешевле нанять новых сотрудников для поиска новых оптовых клиентов», – отмечает топ-менеджер.

Не исключено, что со временем рынок e-grocery придет к модели кооперации сетей и производителей, которая сейчас развивается в непродуктовом ретейле. Например, петербургская сеть «220 Вольт» начала зарабатывать на создании онлайн-магазинов «под ключ» для производителей. Предоставляя свою инфраструктуру, компания получает доход в виде процента от продаж. Сейчас запущен первый проект с производителем электроинструментов «Интерскол», также компания ведет переговоры с крупным зарубежным брендом, название которого пока не раскрывается.

Галина Бояркова,
«Фонтанка.ру»

---

Наши партнёры

СМИ2

Lentainform

Загрузка...

24СМИ. Агрегатор

---