Последний авиаперевозчик Лаппеенранты 21 октября покинул аэропорт. Самолет ирландского Ryanair совершил последний рейс в рамках осеннего расписания. Лоукостер отказался от полетов в финскую провинцию зимой и не намерен возобновлять полёты весной 2016 года.
Таким образом, коммерческие полеты из Лаппеенранты в этом году выполняться уже не будут, а значит, можно подвести общий итог. По данным Finavia, с января 2015 года аэропортом Лаппеенранты воспользовалось 32 880 пассажиров, из них на внутренних рейсах было лишь 585 человек. Для сравнения, пассажиропоток приграничного аэропорта за прошлый год составил 89 551 человек, из которых пассажиров внутренних рейсов было всего 325.
Кажется, что с завершением полетов в аэропорту настал покой, но это не так. Объект инфраструктуры до сих пор является предметом напряженных переговоров о его передаче из государственной собственности в муниципальную. Они длятся еще с октября 2014 года. С одной стороны свои интересы защищает национальный оператор аэропортов Финляндии Finavia и министерство транспорта страны, с другой - региональные и городские власти.
Финальный документ о передаче аэропорта, как сообщалось ранее, может быть подписан уже в октябре 2015 года. Однако теперь это произойдет не ранее декабря, рассказал «Фонтанке.fi» глава Регионального союза Южной Карелии Матти Вииалайнен (Matti Viialainen). В Finavia также выразили надежду, что документ будет подписан до конца 2015 года. В муниципалитете Лаппеенранты добавили, что аэропорт должен быть передан в их ведение к 1 апреля 2016 года. Если перевод действительно случится, то местные власти будут нести ответственность за оперативную деятельность аэропорта и его развитие, отметили в Finavia.
В Лаппеенранте к этому готовы, но, несмотря на свою заинтересованность, пока не хотят подписывать финальный документ. По словам Матти Вииалайнена, местных чиновников не устраивает объем финансовой помощи, которая будет необходима городским властям для перезапуска аэропорта.
«В бюджете на 2016 год заложен 1 млн евро на аэропорт, который к тому времени уже будет находиться вне полномочий Finavia. Это хорошая сумма для начала, но ее недостаточно», - считает Матти Вииалайнен.
Увеличение финансовой помощи должно быть согласовано в министерстве транспорта Финляндии и Еврокомиссии, что также усложняет переговоры. На запрос «Фонтанки» в министерстве транспорта о сроках подписания документа оперативно ответить не смогли.
Кроме суммы финансовой помощи споры вызывает период ее оказания. Вииалайнен пояснил, что дотации могут выделяться на период до 10 лет с момента передачи аэропорта. При этом он оптимистично смотрит на ситуацию и уверен, что властям Лаппеенранты удастся сделать аэропорт прибыльным уже через пять лет.
«После смены владельцев аэропорт начнет работу уже во второй половине 2016 года. Параллельно с переговорами о передаче аэропорта сейчас обсуждается и будущее сотрудничество с авиаперевозчиками. Пока я не могу назвать вам направления, по которым мы договариваемся. Могу сказать, что, несмотря на уход Ryanair, который, возможно, не вернется, мы не сдаемся и пытаемся заинтересовать низкобюджетных перевозчиков. Их рейсы также могут быть интересны для российских пассажиров. Мы попытаемся договориться с авиакомпаниями, чтобы они начали полеты уже летом следующего года», - сказал Матти Вииалайнен.
Stopover для туристов
Одновременно с возобновлением полетов в Лаппеенранте хотят запустить особый порядок посещения города для иностранных туристов. Идею финны подсмотрели у коллег из Исландии. Так называемый «стоповер» уже несколько лет подряд приносит значительную прибыль Рейкьявику, где на сутки останавливаются путешествующие транзитом из Европы в США или обратно туристы.
В Финляндии «стоповер» будет нацелен, в первую очередь, на пассажиров Finnair, которые прилетают из Азии в Европу. В рамках проекта туристы смогут оставаться в стране на период от нескольких часов до нескольких дней без уплаты добавочной стоимости к билету. В проект вовлечены туристические компании со всех регионов страны, включая Лаппеенранту. К участию в проекте допускаются компании, которые предоставляют услуги не только для туристических групп, но и для индивидуальных туристов на протяжении всего сезона.
При этом в муниципалитете Лаппеенранты «Фонтанке.fi» заявили, что сейчас у них нет конкретного плана по включению в этот проект городского аэропорта. Однако генеральный директор Finavia Кари Саволайнен уверен, что городским властям все же стоит задуматься о развитии приграничного аэропорта за счет «стоповера». Это позволило бы направить поток транзитных туристов из России, которые смогли бы проводить в Лаппеенранте одну-две ночи перед вылетом в Европу, считает Саволайнен.
Если власти Лаппеенранты все же изменят свое мнение, то это может значительно изменить ситуацию в Балтийском регионе. В частности, это «подрежет» развитие Пулково, который уже несколько лет претендует на статус пункта для «стоповера». В управляющей компании российского аэропорта «Воздушные ворота Северной столицы» считают, что иностранных туристов в Петербург позволит привлечь введение безвизового 72-часового режима. В первую очередь, речь идет о рейсах во Францию, Грузию, Италию и Турцию. По оценкам «ВВСС», такая мера поспособствует увеличению пассажиропотока на 1 млн человек в год. Суммарный экономический эффект после организации «стоповера» в Пулково оценили в 1 млрд долларов США.
Еще одной мерой увеличения пассажиропотока на международных рейсах в Петербурге могло бы стать введение режима «открытое небо». Оно бы позволило иностранным авиакомпаниям увеличить количество рейсов в Пулково с выходом за рамки межправительственных соглашений. В августе 2015 года Смольный направил запрос о введении такого режима помощнику президента РФ Игорю Левитину. Ответа, впрочем, в Петербурге до сих пор не дождались.